Экономический кризис в странах СНГ (1998)

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1998 году произошёл один из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. 17 августа 1998 года был объявлен дефолт по государственным облигациям России. За первую неделю кризиса индекс РТС потерял 21 %, за месяц снизился в полтора раза. Индекс Dow Jones за последнюю неделю августа 1998 года упал на 12,4 %.

Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырьё (Россия — крупный поставщик нефти и природного газа на мировой рынок) и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство России не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару США в августе 1998 года — январе 1999 года упал в 3 раза — c 6 руб. за доллар до 21 руб. за доллар.

[править] Природа кризиса

Финансовый кризис, охвативший страны бывшего СССР в 1998 году, объясняется существенными макроэкономическими диспропорциями. Безответственная фискальная политика и недостаток структурных реформ привели к неустойчивому внутреннему и внешнему экономическому положению. При отсутствии быстрой корректировки политики эта ситуация должна была привести к финансовому кризису.

Для России пусковым механизмом, вскрывшим существующие дисбалансы и, в частности, накопившиеся обязательства по обслуживанию долга, послужили беспорядки на финансовых рынках, последовавшие за азиатским кризисом 1997 года, в сочетании с падением цен на нефть.

Что касается других стран, то распространение «инфекции» из России (как по торговым, так и по финансовым каналам) привело к явному кризису только в экономиках с аналогичными недостатками. Среди подобных недостатков наиболее очевидным был серьёзный бюджетный дефицит. Фискальный дисбаланс постоянно оставался весьма значительным в России, Молдавии, Грузии и Киргизии. Если включить расходы на выплату долга, то дисбаланс окажется еще большим. Однако даже в условиях фискальной политики, несостоятельной в течение длительного времени, вполне возможно добиться краткосрочной монетарной стабилизации. В России, Молдавии, Грузии и Киргизии это было достигнуто благодаря стабильному обменному курсу, начиная с середины 1994 года (на Украине с середины 1995 года) вплоть до августовского кризиса 1998 года. Стабильность обменного курса достигалась путём интервенций центрального банка (особенно в России и Украине), хотя валютные резервы в этих двух странах пополнялись благодаря выплатам МВФ. Доходы от продажи резервов в свою очередь служили источником финансирования бюджетного дефицита. Молдавия, Грузия и Киргизия полагались главным образом на государственные трансферты, а для поддержки стабильного обменного курса и уменьшения бюджетного дефицита сокращали внешний долг. Благодаря стабилизации валютного курса и внешним источникам финансирования бюджетного дефицита за период 1995—1998 годов инфляция, измеренная через индекс потребительских цен (ИПЦ), и инфляционные ожидания в России, Украине, Молдавии, Грузии и Киргизии были снижены до умеренного уровня. Низкие темпы инфляции и стабильный обменный курс позволили осуществлять эмиссию казначейских векселей для резидентов и нерезидентов, что привлекло иностранные портфельные инвестиции, за счёт которых финансировался дефицит бюджета. Изменение способа финансирования бюджетного дефицита было шагом в правильном направлении, но не сопровождалось введением жёстких бюджетных ограничений, необходимых для того чтобы рыночная экономика функционировала должным образом. Это несоответствие вело к накоплению бремени долговых обязательств с неблагоприятной структурой (а именно, с большой долей краткосрочных обязательств перед нерезидентами). В это время преобладала точка зрения, согласно которой наличие бюджетного дефицита в переходных экономиках вполне приемлемо при условии, что он обусловлен государственными расходами в условиях трансформации. Однако главными причинами бюджетного дефицита в рассматриваемых странах стали не затраты на преобразования, а запаздывание фискальной реформы и сохранение дореформенной методики разработки бюджета. В результате были потеряны дополнительные ресурсы и время: внешнее финансирование использовалось на текущие расходы, а не на осуществление необходимых реформ. Вследствие этого страны оставались крайне чувствительными к изменениям риска на международных финансовых рынках.

[править] Ссылки

Экономика
Промышленность  Тяжёлая промышленностьЛёгкая промышленностьМашиностроениеДобывающая промышленностьОбрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительство
Транспорт  Грузовой транспортПассажирский транспортЖелезнодорожный транспортАвтомобильный транспортТрубопроводный транспортМорской транспортВнутренний водный транспортВоздушный транспортКосмический транспорт
Торговля  Международная торговляРозничная торговляОптовая торговля
Финансы  СтрахованиеМежбанковские отношенияИндексМеждународный финансовый центр
Доходы населения  Заработная платаПенсииПособия по безработицеСписок стран по средней заработной плате
Цены  ИПЦИЦПДефлятор ВВПИнфляцияЦены на природный газЦены на никельЦены на медьЦены на нефть
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты