Финансы в Казахстане
Материал из Documentation.
Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных среди стран СНГ. Банковский сектор в своем развитии значительно опережает показатели других стран Содружества. Совокупные активы банков Казахстана (более 50 млрд долларов США) соизмеримы с суммарными активами банков Украины. По показателю доли этих активов в ВВП (80 %), Казахстан опережает ряд стран восточной Европы. Идет активная экспансия казахстанского капитала на внешние рынки, которая в 2005 году достигла показателя 15 млрд долларов США. Казахстан первым создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. С 2001 года около 60 % всех нефтяных поступлений государства аккумулируются в Национальном фонде. Объем данного фонда к концу 2006 года составил 14,5 млрд долларов США, против 8 млрд долларов на конец 2005 года. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда на 30 ноября 2006 года выросли до 15,086 млрд долларов США.[1]
В 2006 году международные резервы Казахстана в текущих ценах, включая деньги Национального фонда, составили 29 764,8 млн долларов США.[2]
В Казахстане инициатором создания регионального МФЦ является государство, которое поставило задачу сделать Алматы главным финансовым центром центрально-азиатского региона. Это решение было обусловлено высокими темпами экономического роста (в последние годы от 8 до 10 %), получением инвестиционного рейтинга и опережающим развитием национального финансового сектора по сравнению с другими странами СНГ. В 2006 г. вышел закон «О региональном финансовом центре города Алматы» (РФЦА) и было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности РФЦА (АФН РК). Закон описывает особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников РФЦА, от которых требуется иметь офис на территории Алматы и госрегистрацию, которую выдает Агентство. Кроме того, Агентство осуществляет аккредитацию брокеров и способствует выдаче виз лицам, участвующим в деятельности РФЦА (все услуги — в течение 3 или 5 дней).[3]
В 2006 году в Казахстане была утверждена «Программа развития регионального финансового центра города Алматы до 2010 года», которая предусматривает государственное финансирование, совершенствование нормативных актов, налоговое стимулирование участников РФЦА. В 2007 г. было создано АО «РФЦА», которое решает задачи институционального развития, привлечения иностранных участников, повышения финансовой грамотности населения, внедрения новых финансовых инструментов, формирования благоприятного имиджа страны за рубежом и т. п. АО «РФЦА» учредило Рейтинговое агентство РФЦА, Академию РФЦА, РФЦА-Медиа, а также несколько информационно-образовательных центров. В РФЦА действует специализированный финансовый суд, а также единственный специальный арбитраж на территории СНГ.[4]
В стране действует единая инфраструктура фондового рынка, включающая Казахстанскую фондовую биржу (KASE), специальную торговую площадку РФЦА, Казахстанский центр межбанковских расчетов, Центральный депозитарий и т. д. В настоящее время основными инструментами являются корпоративные облигации, секьюритизированные кредиты и валютные деривативы.[5]
Важным преимуществом Казахстана перед другими странами СНГ является достаточно развитая институциональная инфраструктура в финансовом секторе. В результате осуществления банковской, пенсионной и ряда других реформ в Казахстане сложилась концентрированная система банков (Казкоммерцбанк, Тураналем, Халык и др.), пенсионных фондов, страховых компаний и т. д. Ряд казахстанских банков проводит экспансию в Россию и другие страны СНГ через создание дочерних или зависимых банков.[6]
Казахстан также отличается современной системой регулирования финансовых рынков. Национальный банк Казахстана проводит кредитно-денежную политику, а регулятивная и надзорная функции переданы Агентству по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми институтами (АФН), которое является единым регулятором финансовых рынков. Национальный фонд аккумулирует резервы страны для будущих поколений, а Национальный инновационный фонд, Национальный инвестиционный фонд, Банк развития позволяют стимулировать диверсификацию экономики.[7]
Казахстан проводит активную политику по привлечению иностранных инвесторов и финансовых посредников. Создан ряд специальных экономических зон с низким налогообложением, которые привлекли значительные прямые иностранные инвестиции. Ограничения на долю иностранных инвесторов в казахстанских банках отсутствуют.[8]
Доступ к иностранному капиталу, в том числе через выпуск еврооблигаций, обусловил достаточно быстрый рост банков и других финансовых посредников. В то же время, в условиях продолжающегося с середины 2007 г. кризиса на мировых финансовых рынках большой объем долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, стал для банков основным фактором риска.[9]
Таким образом, Казахстан выбрал для создания регионального финансового центра стратегию Гонконга, Сингапура и Дубая, которая основывается на применении особого правового режима, предоставлении налоговых льгот и либеральном режиме допуска иностранных участников.[10]
Основными конкурентными преимуществами РФЦА являются:[11]
- стабильная макроэкономическая ситуация в стране;
- сильная банковская и пенсионная система;
- активное участие государства в формировании инфраструктуры финансового центра;
- наличие единого регулятора;
- наличие специализированного финансового суда;
- эффективная консолидированная инфраструктура (в частности, наличие центрального депозитария);
- облегченный порядок допуска иностранных финансовых посредников и ценных бумаг высокого качества.
Тем не менее, развитие МФЦ в Казахстане пока идет достаточно медленно. Основная проблема — недостаточная емкость внутреннего рынка, из-за ограниченного инвестиционного спроса. Для успешного развития РФЦА, Казахстану предстоит решить ряд проблем — расширение спектра финансовых инструментов, развитие бизнес-инфраструктуры, повышение прозрачности и уровня раскрытия информации, совершенствование регулирования и надзора, борьба с бюрократизированностью и коррупцией, повышение уровня образования и финансовой грамотности населения.[12]
[править] Примечания
- ↑ http://www.parlam.kz/ru/kazakhstan
- ↑ http://www.parlam.kz/ru/kazakhstan
- ↑ [1][2][3]
- ↑ [4][5][6]
- ↑ [7][8][9]
- ↑ [10][11][12]
- ↑ [13][14][15]
- ↑ [16][17][18]
- ↑ [19][20][21]
- ↑ [22][23][24]
- ↑ [25][26][27]
- ↑ [28][29][30]