Транспорт России в XIX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды

[править] Сухопутный транспорт

[править] Железнодорожный транспорт

Железные дороги появились в России в 1830-х годах и стали активно строиться во второй половине века.

[править] Дороги

В течение 1809 и 1810 гг. руководство Главного Управления путей сообщения пыталось выяснить у губернаторов состояние сухопутных путей сообщения на местах, а начальники округов старались собрать сведения о грунтовых дорогах на территориях вверенных им округов.[1]

В 1816 г. был учреждён «Особый комитет о построении и содержании больших дорог в империи», который возглавил граф А. А. Аракчеев.[2]

В 1817 г. были выработаны общие правила о дорожном деле, которые были дополнены в 1819 г. По ним все сухопутные дороги России были разделены на IV категории: к I была отнесена стратегическая дорога, связывавшая Петербург с Москвой; ко II были причислены все «главные», или «генеральные», тракты, то есть дороги, шедшие от столиц к границам государства и связывавшие губернские центры; к III — дороги между уездными городами, а к IV — небольшие просёлочные дороги.[3]

Значение грунтовых и шоссейных дорог в России в связи с развитием железнодорожного транспорта значительно уменьшилось. Если в 1840—1860 годах в России ежегодно в строй вводилось до 266 вёрст шоссейных дорог, то в 1860-х годах в 2,5 раза меньше. В этот период развитие дорог замедлилось.[4]

После проведения земской реформы в 1864 году дороги передали в ведение земств, которые должны были следить за их исправностью и обустройством. Не имея крупных средств, необходимых для проведения масштабных работ по строительству дорог, земства развернули бурную деятельность по их обустройству.[5]

Все сухопутные пути сообщения России (кроме железных дорог) в 1883 г. были разделены на две категории: 1 — шоссе, имеющие общегосударственное (стратегическое) значение, и 2 — дороги местного значения.[6]

1 июня 1895 г. последовало принятие закона об образовании дорожного капитала, направленного на улучшение сухопутных дорог.[7]

В конце XIX века приведен в нормальное состояние Смоленский тракт — осуществлено строительство искусственных сооружений и устройство щебеночного покрытия на большом протяжении дороги.[8]

[править] Шоссе
Основная статья: Шоссе в России в XIX веке

В 1811 году Главным управлением путей сообщения была разработана программа строительства сети российских шоссейных дорог. В программе первоочередной задачей считалось сооружение Петербурго-Московского шоссе.[9]

[править] Дилижансы

1820 год стал рубежным в истории транспорта России, впервые в отрасль пришли серьёзные деньги. Группа аристократов во главе с Михаилом Воронцовым, будущим генерал-губернатором Новороссии, и Константином Булгаковым, петербургским почт-директором, создали «Общество первоначального заведения дилижансов», ставшее одним из первых акционерных обществ в России. Было выпущено 75 акций по 1000 рублей каждая. Но этих денег было недостаточно, ибо, по первоначальным расчетам, только годовые расходы должны были составить 180 000 рублей. Общество поэтому работало, что называется, с колес, пуская весь оборотный капитал на текущие расходы. Движение между Москвой и Санкт-Петербургом открылось 27 ноября 1820 года. Цена на билет в зависимости от места составляла от 55 до 95 рублей. В экипаж помещалось четверо пассажиров. Сначала дилижансы отправлялись два раза в неделю, позже ежедневно.[10]

В 1832 году Воронцов содействовал открытию дилижансов в Крыму.[11]

Постройка Николаевской железной дороги в 1851 году стала началом конца дилижансного бизнеса в России.[12]

[править] Извозчики

В 1838 году в Москве было 8 тыс. извозчиков, в 1895 году — 19 тыс.[13]

В Санкт-Петербурге с 1 января 1899 года постановлением Городской думы был принят тариф на пользование извозчиком.[14]

В 1900 году в Санкт-Петербурге было свыше 16 тыс. извозчиков.[15]

[править] Мосты

Основная статья: Мосты в России в XIX веке

В 1850-х годах в Санкт-Петербурге был построен Николаевский мост с восемью арочными пролётами от 33 до 47 м.

[править] Водный транспорт

В начале XIX в. преобладающее значение в транспортном обеспечении экономики и укреплении интеграционных процессов продолжает сохраняться за водными путями сообщения.[16]

16 июня 1809 г. Александр I преобразовал Департамент водяных коммуникаций в Экспедицию водяных коммуникаций.[17]

Окончательные границы округов «водяных сообщений» были определены на общем собрании Главного Управления путей сообщения, состоявшемся в конце 1809 — начале 1810 г. в Твери.[18]

Водный транспорт России становится первым видом транспорта, где начинается применение парового двигателя.

В начале XIX в. в России стали появляться первые пароходы. Первоначально они были редкостью, но со временем их преимущества привели к росту числа парового флота. В 1835 г. в России было 52 парохода, в 1854 г. — 115, в 1860 г. — уже 392.[19]

По официальным данным, в 1826 г. на водных путях Европейской России было вынуждено зазимовать 3 760 судов и 3 648 плотов с различными грузами общей стоимостью в 19,3 млн рублей.[20]

В пореформенные годы преобразился паровой водный транспорт.

К концу XIX века на водный транспорт приходилось примерно 30 % всего объема грузового движения внутри России.

[править] Морской транспорт

3 (15) ноября 1815 года свой первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт совершил первый русский пароход «Елизавета».

Если в 1860 г. российский морской торговый флот насчитывал всего 51 паровое судно, то к 1895 г. их было уже 552.

[править] Внутренний водный транспорт

[править] Пути

В начале XIX в. были созданы две искусственные водные системы: Мариинская (1808) и Тихвинская (1811). Они были заметно короче, чем Вышневолоцкая система, что давало им значительное преимущество перед последней. Длина водного пути от Рыбинска до Петербурга по Вышневолоцкой системе составляла 1 300 вёрст, по Мариинской — 1 030 вёрст, по Тихвинской — всего 853 версты.[21]

В начале XIX века была сооружена Мариинская искусственная водная система, связавшая Москву с Санкт-Петербургом, то есть реки бассейна Волги с реками бассейна Невы. Таким образом, товары из Центральной России получили непосредственный выход и к морским торговым путям.[22]

С 1826 по 1850 год между реками Сестра и Истра было построено 8,5 км Екатерининского канала. В связи с постройкой Николаевской железной дороги Екатерининский канал утратил своё значение.[23]

С целью улучшения водных путей сообщения на всех водных артериях России с 1848 г. начал взиматься 1/4%-й сбор с объявленной стоимости перевозимого по ним груза. Эти средства направлялись на содержание водных путей сообщения.[24]

В середине XIX в. общая протяжённость каналов в России составляла всего 580 вёрст.[25]

Во второй половине XIX в. подавляющая часть речных перевозок осуществлялась в Волжско-Камском бассейне и по Мариинской водной системе, которая не утратила своего важного транзитного значения в сообщении между Петербургом и бассейном реки Волги даже после создания железнодорожной сети.[26]

В 1855 г. длина естественных водных путей с искусственными сооружениями в России была 6 044 версты, а к концу XIX столетия она возросла примерно на 1000 вёрст.[27]

В 1856 году построен Сайменский канал.[28]

В 1890 г. был решён вопрос о том, какие водные артерии могли считаться путями сообщения общего пользования. Если до этого, чтобы открыть реку для общего пользования, необходимо было обратиться с представлением в Сенат, то теперь особого правительственного распоряжения для открытия судоходства и сплава на реках не требовалось.[29]

Общая протяжённость водных путей России в конце XIX в. составляла 80 тыс. верст.[30]

К концу XIX столетия общая протяжённость каналов в России достигла 683 вёрст.[31]

[править] Суда

Вторая половина XIX в. — время активного развития парового флота.[32]

В период промышленного переворота в России, про­изош­ло тех­ническое пе­ре­воо­ру­же­ние реч­но­го транс­пор­та, пре­об­ла­дав­ше­го в первой половине XIX века по объ­ё­му пе­ре­во­зок. Па­ро­хо­ды по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на ре­ках Ев­ропейской Рос­сии (1840-е годы), Западной Си­бири (1860-е годы), в бас­сей­нах Ени­сея и Аму­ра (1870-е годы), вы­тес­няя су­да на руч­ной и кон­ной тя­ге.[33]

В 1855 г. в России насчитывалось всего 184 парохода общей мощностью в 13 519 лошадиных сил. Из них 73 паровых судна мощностью в 6 370 лошадиных сил действовали на р. Волге. Остальные совершали рейсы по Каме, Онеге, Дону, Днепру, Припяти, Десне, Неве, Свири, Зап. Двине, Волхову и Нарове.[34]

17 мая 1858 года в первый рейс из Москвы в Коломну отправился пароход «Николай».

В 1895 году свыше 2,5 тыс. пароходов плавало по рекам России.

К концу XIX в. основная часть речного флота России (2/3 судов) находились в руках частных акционерных обществ.[35]

[править] Бечевники

Закон о бечевниках 1817 г. стал попыткой унифицировать размеры бечевника, которые до этого определялись в каждом конкретном случае отдельными постановлениями правительства. С этого момента под него отводилось 10 саженей от гребня берега всех сплавных и судоходных водоёмов.[36]

В 1848 г. в закон о бечевниках были внесены поправки, позволявшие транспортному ведомству по своему усмотрению ограничивать бечевник.[37]

[править] Показатели

В 1825 г. по внутренним водным путям России проследовало 27 647 судов, из которых 23 561 находились под погрузкой, а остальные выполняли непроизводительные рейсы.[38]

В 1855 г. по водным путям Европейской России было отправлено 69 415 судов и 11 395 плотов с различными грузами.[39]

В 1861 г. доля речного транспорта во внутренних перевозках России составляла 84,5 %.[40]

В период 1890—1900 гг. доля речного транспорта составляла в грузообороте России 45 %, а в объёме перевозок — около 29 %.[41]

[править] Прочее

«На одной реке Волге употребляется ежегодно по крайней мере до 400 000 человек единственно для проводу барок. Из них (средним числом в течение 20 лет) погибает ежегодно до 7 000 человек при самих судах, и ещё многие тысячи возвращаются по домам с расстроенным от трудной, можно сказать, каторжной работы здоровьем», — писал журнал «Сын Отечества» за 1815 г.[42]

В середине XIX в. речной транспорт России продолжал сохранять ведущее значение во внутренних перевозках.[43]

Во второй половине XIX в. объёмы перевозок по водным путям сообщения России неизменно росли.[44]

В 1856 г. судоходство по внутренним водным путям России усилилось.[45]

В 1875 г. была учреждена особая Инспекция судоходства.[46]

За последнее десятилетие XIX в. объёмы перевозок по рекам России заметно возросли.[47]

В конце XIX в. доля речного транспорта во внутренних перевозках России, по сравнению с серединой XIX столетия, заметно сократилась.[48]

[править] Государственная политика

20 ноября 1809 г. в результате объединения Экспедиции водяных сообщений и Экспедиции устроения дорог в государстве было организовано Главное Управление путей сообщения, при котором вместо корпуса гидравликов были учреждёны Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения, имевшие более широкую сферу применения.[49]

Отечественная война 1812 г. заметно затормозила деятельность государственных структур, осуществлявших управление транспортными коммуникациями России. Во время военных действий Главное Управление путей сообщения было закрыто. Вместо него в Рыбинске была открыта временная канцелярия, которая в скором времени была перенесена в Череповец.[50]

В 1820 г. состоявшая при Главном директоре Экспедиция путей сообщения была переименована в Департамент путей сообщения. При этом была изменена и сама организация управления. Сделано это было в рамках общей реорганизации министерств. 28 мая 1822 г. все хозяйственные дела и финансовая отчётность были переданы Департаменту путей сообщения. Дела по рассмотрению проектов и смет сосредоточились в специально образованной для этой цели комиссии, состоящей из инженеров. Вся рабочая документация была выделена отдельно, ей занималось специальное учреждение, которое получило название «дежурство».[51]

5 августа 1829 г. при Главном Управлении путей сообщения был учреждён штаб Корпуса Инженеров путей сообщения. Он состоял из 4 отделов: первые два ведали инспекционной частью, третий — снабженческой и учебной, четвёртый — судебной.[52]

В июне 1865 г. Главное управление путей сообщения было реорганизовано в Министерство путей сообщения, которое возглавил П. П. Мельников.[53]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  2. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  3. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  4. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  5. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  6. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  7. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  8. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  9. Автомобильные дороги и мосты. Каменные мосты России. Москва 2004
  10. [1]
  11. [2]
  12. [3]
  13. [4]
  14. [5]
  15. [6]
  16. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  17. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  18. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  19. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  20. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  21. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  22. Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономическая география России»
  23. Постановление правительства Московской области № 230/8 от 25.03.2016 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»
  24. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  25. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  26. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  27. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  28. [7]
  29. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  30. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  31. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  32. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  33. [8]
  34. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  35. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  36. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  37. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  38. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  39. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  40. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  41. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  42. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  43. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  44. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  45. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  46. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  47. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  48. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  49. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  50. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  51. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  52. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  53. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
Транспорт России в XIX веке
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный)
1800-е  180118021803180418051806180718081809
1810-е  1810181118121813181418151816181718181819
1818-е  1818182118221823182418251826182718281829
1830-е  1830183118321833183418351836183718381839
1840-е  1840184118421843184418451846184718481849
1850-е  1850185118521853185418551856185718581859
1860-е  1860186118621863186418651866186718681869
1870-е  1870187118721873187418751876187718781879
1880-е  1880188118821883188418851886188718881889
1890-е  1890189118921893189418951896189718981899
1900-е  1900


История транспорта России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Транспорт России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Сухопутный  Рельсовый (Железнодорожный, Метро, Трамвайный) • АвтомобильныйТрубопроводный (Нефтепроводный, Газопроводный, Нефтепродуктопроводный)
Водный  МорскойВнутренний водный
Прочие виды транспорта  ВоздушныйКосмический
Внешнеторговые перевозки  Транспортировка экспортируемых из России товаровТранспортировка импортируемых в Россию товаров
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XIX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспорт
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1800-е  180118021803180418051806180718081809
1810-е  1810181118121813181418151816181718181819
1820-е  1820182118221823182418251826182718281829
1830-е  1830183118321833183418351836183718381839
1840-е  1840184118421843184418451846184718481849
1850-е  1850185118521853185418551856185718581859
1860-е  1860186118621863186418651866186718681869
1870-е  1870187118721873187418751876187718781879
1880-е  1880188118821883188418851886188718881889
1890-е  1890189118921893189418951896189718981899
1900-е  1900
Личные инструменты