Реформы в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



1906—1911 годы: Реформы Столыпина. Содержание: аграрная реформа, военная реформа, реформа земского самоуправления, образовательная реформа. Результат: наибольших успехов удалось добиться в сфере образования (были созданы 50 тысяч школ разного типа, десятки новых вузов) и в судебной сфере — восстановлен институт мировых судей, установилась практика вынесения приговоров на основании законов, а не традиций и преданий. Неоднозначные результаты аграрной реформы: в России появились фермеры, но было разрушено общинное земледелие.[1]

1921—1929 годы: Новая экономическая политика, Содержание: замена продразверстки в деревне продналогом, проведение денежной реформы. Результаты: быстрое восстановление хозяйства (до уровня 1913 года), увеличение национального дохода на 18 % в год, рост промышленности — на 30 % в год, рубль был признан мировой валютой, выросло благосостояние населения.[2]

1953—1964 годы: Реформы Хрущева. Содержание: административная реформа, сельскохозяйственная, денежная, социальная, реформа науки и образования. Результаты: наибольшего успеха удалось добиться в науке (освоение космоса, атомная энергетика, развитие химической промышленности, рост сети НИИ), в социальной сфере (массовое жилищное строительство, снижение пенсионного возраста на 5 лет, увеличение пенсий в 2 раза) и в образовании (введение обязательного 11-летнего обучения в школе). Замена централизованного управления совнархозами дала лишь кратковременный эффект.[3]

1965—1970 годы: Реформы Косыгина. Содержание: децентрализация управления предприятиями, расширение их самостоятельности, введение показателей прибыльности, личное стимулирование труда работников. Результаты: увеличение объема промышленного производства на 50 %, сельское хозяйство выросло на 21 %. Среди негативных последствий: заработная плата выросла в 2,5 раза — намного больше роста производительности труда. Под вопросом оказалось существование плановой экономики.[4]

Содержание

[править] Экономика

[править] Банковская система

В 1987 году началась реформа банковской системы.[5]

[править] Косыгинская реформа

Косыгинская реформа 1965 года представляла собой со­во­куп­ность мер, направленных на по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти эко­но­ми­ки. Осу­ще­ст­в­ля­лась по ини­циа­ти­ве и под ру­к. пред. СМ СССР А. Н. Ко­сы­ги­на. В раз­ра­бот­ке ре­фор­мы уча­ст­во­ва­ли Н. К. Бай­ба­ков, А. В. Ба­чу­рин, Л. И. Абал­кин, А. И. Ан­чиш­кин, Л. М. Га­тов­ский, Р. А. Бе­ло­усов, В. С. Нем­чи­нов, Л. В. Кан­то­ро­вич, С. С. Ша­та­лин и др.[6]

Осн. це­ли и на­прав­ле­ния ре­фор­мы бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны в ре­ше­ни­ях Пле­ну­ма ЦК КПСС (сент. 1965), по­ста­нов­ле­нии ЦК КПСС и СМ СССР «О со­вер­шен­ст­во­ва­нии пла­ни­ро­ва­ния и уси­ле­нии эко­но­ми­че­ско­го сти­му­ли­ро­ва­ния про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва» от 4.10.1965 и в ут­вер­ждён­ном то­гда же СМ СССР «По­ло­же­нии о со­циа­ли­сти­че­ском го­су­дар­ст­вен­ном пред­при­ятии». Гос. комитеты по от­рас­лям про­м-­сти и сов­нар­хо­зы бы­ли уп­разд­не­ны, вме­сто них об­ра­зо­ва­ны об­ще­со­юз­ные, со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ские и рес­пуб­ли­кан­ские ми­ни­стер­ст­ва. Тер­ри­то­ри­аль­ный прин­цип в ор­га­ни­за­ции ма­те­ри­аль­но-тех­нич. снаб­же­ния был со­хра­нён. Пред­по­ла­га­лись су­щественное рас­ши­ре­ние са­мо­стоя­тель­но­сти и прав пред­при­ятий, пе­ре­ход к сти­му­ли­ро­ва­нию их дея­тель­но­сти в за­ви­си­мо­сти от по­ка­за­те­лей не толь­ко ко­ли­че­ст­вен­но­го, но и ка­че­ст­вен­но­го, эко­но­ми­че­ски эф­фек­тив­но­го рос­та, что долж­но бы­ло вне­сти в эко­но­мич. ор­га­ни­за­цию эле­мен­ты со­стя­за­тель­но­сти ради дос­ти­же­ния луч­ших ре­зуль­та­тов и да­же оп­ре­де­лён­ной кон­ку­рен­ции. В ка­че­ст­ве гл. по­ка­за­те­ля эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты пред­при­ятия вво­дил­ся по­ка­за­тель объ­ё­ма реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции (вме­сто объ­ё­ма ва­ло­вой про­дук­ции) и при­бы­ли, что, как ожидалось, долж­но бы­ло спо­соб­ст­во­вать учё­ту спро­са на­се­ле­ния и про­из­водств. по­тре­би­те­лей на раз­но­об­раз­ную, со­вре­мен­ную и ка­чественную про­дук­цию. Пре­ду­смат­ри­ва­лось со­кра­ще­ние чис­ла обя­зат. пла­но­вых по­ка­за­те­лей.[7]

Реформой пред­по­ла­га­лось об­ра­зо­ва­ние фон­дов эко­но­мического сти­му­ли­ро­ва­ния пред­при­ятий (ма­те­ри­аль­но­го по­ощ­ре­ния; соци­аль­но-куль­тур­ных ме­ро­прия­тий и жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва; раз­ви­тия про­из-ва) в за­ви­си­мо­сти от тем­пов рос­та реа­ли­за­ции про­дук­ции и уров­ня рас­чёт­ной рен­та­бель­но­сти (от­но­ше­ние рас­чёт­ной при­бы­ли, об­ра­зуе­мой при вы­че­те из об­щей при­бы­ли пла­ты за основные и обо­рот­ные сред­ст­ва, к сред­не­го­до­во­му раз­ме­ру этих средств) по нор­ма­ти­вам, ус­та­нов­лен­ным для групп пред­при­ятий, близ­ких по сво­им про­из­вод­ст­вен­но-тех­но­ло­гич. и эко­но­мич. ха­рак­те­ри­сти­кам. Фон­ды по­ощ­ре­ния на пред­при­яти­ях пла­ни­ро­ва­лось фор­ми­ро­вать в зна­чит. ме­ре за счёт до­пол­нит. обя­за­тельств по уве­ли­че­нию объ­ё­мов про­из­-ва и при­бы­ли, в том числе за счёт со­кра­ще­ния из­дер­жек про­из­-ва, сни­же­ния чис­лен­но­сти ра­бо­та­ю­щих, са­мо­сто­ят. реа­ли­за­ции на сто­ро­ну из­лиш­них основных фон­дов. Ре­фор­ма сис­те­мы оп­то­вых цен долж­на бы­ла вы­пра­вить мно­го­числ. сло­жив­шие­ся ещё в пе­ри­од со­циа­ли­стич. ин­ду­ст­риа­ли­за­ции де­фор­ма­ции в це­нах, тем са­мым обес­пе­чить нор­маль­но ра­бо­таю­щим пред­при­я­ти­ям воз­ме­ще­ние их за­трат и фор­ми­ро­ва­ние дос­та­точ­ной при­бы­ли. Впо­сле­д­ст­вии ре­фор­ма цен бы­ла до­пол­не­на ре­фор­мой амор­ти­за­ци­он­ной по­ли­ти­ки и прак­ти­ки, с учё­том важ­но­сти по­ли­ти­ки амор­ти­зи­ро­ва­ния как для це­но­об­ра­зо­ва­ния, так и для сти­му­ли­ро­ва­ния тех­нич. про­грес­са.[8]

Пер­во­начально ре­фор­ма в осн. сво­их на­прав­ле­ни­ях бы­ла дос­та­точ­но ак­тив­но и с одоб­ре­ни­ем вос­при­ня­та как хо­зяй­ст­вен­ни­ка­ми, так и всей эко­но­мич. об­ще­ст­вен­но­стью, вне­ся зна­чит. ожив­ле­ние в на­уч. мысль и прак­ти­ку. Она спо­соб­ст­во­ва­ла вскры­тию и ис­поль­зо­ва­нию внутр. ре­зер­вов пред­при­ятий (при преж­ней хо­зяй­ст­в. сис­те­ме в этом не были за­ин­те­ре­со­ваны ни ру­ко­во­ди­те­ли, ни кол­лек­ти­вы). К 1970 на но­вые ус­ло­вия ра­бо­ты пе­ре­шло св. 90 % пред­при­я­тий ве­ду­щих от­рас­лей пром-сти, а так­же 40 % сов­хозов. Пя­ти­лет­ка ре­фор­мы, по дан­ным офиц. ста­ти­с­ти­ки, ста­ла луч­шей из всех пя­ти­ле­ток: объ­ём пром. произ-ва вы­рос на 50 %, про­из­во­ди­тель­ность тру­да — на 39 %, сред­не­го­до­вые тем­пы при­рос­та нац. до­хо­да соста­ви­ли 7,7 %. Од­на­ко вско­ре вы­яви­лись внутр. не­со­вер­шен­ст­ва, про­ти­во­ре­чия ре­фор­мы, не пред­ви­ден­ные её ав­то­ра­ми. От­рас­ле­вая сис­те­ма управ­ле­ния че­рез ми­ни­стер­ст­ва, глав­ки, объ­е­ди­не­ния (ко­то­рых со вре­ме­нем ста­но­ви­лось всё боль­ше) ис­кус­ст­вен­но раз­ры­ва­ла еди­ную на­род­но-­хо­зяй­ст­вен­ную систему, не по­зво­ляя осу­ще­ст­в­лять про­грамм­но-це­ле­вое управ­ле­ние ре­сур­са­ми и тем са­мым вы­хо­ла­щи­вая од­но из гл. пре­иму­ществ пла­но­вой эко­но­ми­ки — кон­цен­тра­цию ре­сур­сов на ре­шаю­щих на­прав­ле­ни­ях. Кро­ме то­го, в от­рас­ле­вой сис­те­ме управ­ле­ния за­час­тую иг­но­ри­ро­ва­лись тер­ри­то­ри­аль­ные про­бле­мы, не обес­пе­чи­валось ра­цио­наль­ное со­че­та­ние от­рас­ле­во­го и тер­ри­то­ри­аль­но­го ас­пек­тов управ­ле­ния эко­но­ми­кой. Ка­пи­та­ло­вло­же­ния и ма­те­ри­аль­ные ре­сур­сы рас­пре­де­ля­лись в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев урав­ни­тель­но, что при­во­ди­ло к рас­пы­ле­нию сил и средств, их дли­тель­но­му омерт­в­ле­нию, мно­го­числ. дол­го­стро­ям, сры­ва­ло пла­ны тех­нич. пе­ре­воо­ру­же­ния пред­при­ятий и от­рас­лей, не­смот­ря на круп­ные за­куп­ки со­вр. обо­ру­до­ва­ния за ру­бе­жом.[9]

Прак­ти­ка ре­фор­мы вскры­ла её глу­бин­ные про­бле­мы, со­сто­яв­шие в по­пыт­ке со­еди­нить про­ти­во­ре­чи­вые, взаи­мо­ис­клю­чаю­щие эле­мен­ты ры­ноч­ной и адм. сис­те­мы ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­ки. Не ока­за­лись жиз­не­спо­соб­ны­ми и сис­те­мы сти­му­ли­ро­ва­ния по груп­по­вым нор­ма­ти­вам, так как в ре­аль­ной эко­но­мич. жиз­ни пред­при­ятия раз­ли­ча­лись по мно­же­ст­ву про­из­водств., тех­но­ло­гич., эко­но­мич., гео­гра­фич. и многих др. при­зна­ков. Ре­фор­ма в её центр. зве­не, в хо­зяй­ст­в. ме­ха­низ­ме на уров­не пред­при­ятия, не пре­одо­ле­ла гл. про­бле­мы пла­но­во-ко­манд­ной ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­ки — от­тор­же­ния ею тех­нич. про­грес­са. При фак­ти­ч. от­сут­ст­вии рын­ка и его ат­ри­бу­тов (кон­ку­рен­ции, пе­ре­ли­ва ка­пи­та­ла и пр.) и гос­под­стве ко­манд­ных на­чал фон­ды раз­ви­тия средств про­из-ва не смог­ли стать ре­сур­сом и ме­ха­низ­мом тех­но­ло­гич. мо­дер­ни­за­ции, а по­ка­за­те­ли прибыли и реа­ли­за­ции про­дук­ции — сыг­рать ре­шаю­щую ро­ль в повы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти про­из-ва. Це­ны, ут­вер­ждае­мые раз­ветв­лён­ной сис­те­мой бю­ро­кра­тич. струк­тур, при от­сут­ст­вии под­лин­но ры­ноч­ных ме­ха­низ­мов их фор­ми­ро­ва­ния так­же не мог­ли стать ори­ен­ти­ра­ми и ре­гу­ля­то­ра­ми хозяйств. дея­тель­но­сти и (на­ря­ду с др. ком­по­нен­та­ми ре­фор­мы) не мог­ли пре­дот­вра­тить по­сте­пен­ной эко­но­мич. стаг­на­ции. Пре­ж­де все­го по этим при­чи­нам, а так­же из-за про­ти­во­дей­ст­вия парт.-гос. но­менк­ла­ту­ры, не ви­дев­шей сво­его мес­та в ре­фор­ми­руемой экономич. системе, уже че­рез 3-4 го­да эф­фек­тив­ность К. р. ста­ла сни­жать­ся и вско­ре реформа бы­ла свёр­ну­та, за ис­клю­че­ни­ем от­дель­ных, в сущ­но­сти фор­маль­ных, эле­мен­тов (со­хра­не­ние фон­дов по­ощ­ре­ния, пла­ты за фон­ды и др.).[10]

[править] Местное самоуправление

В 1993 году в России началась реформа органов местного самоуправления.[11]

[править] Правописание

В 1904 соз­да­на ко­мис­сия Пе­терб. АН, ор­га­ни­зо­вав­шая Ор­фо­гра­фич. под­ко­мис­сию под пред­се­да­тель­ст­вом Ф. Ф. Фор­ту­на­то­ва. В мае 1904 под­ко­мис­сия пред­ста­ви­ла про­ект но­во­го пра­во­пи­са­ния, к 1912 раз­ра­бо­тан усо­вер­шен­ст­во­ван­ный ва­ри­ант про­ек­та, но он не был при­нят.[12]

В 1917 при РАН соз­да­на под­го­то­вит. Ор­фо­гра­фич. ко­мис­сия. Она раз­ра­бо­та­ла про­ект усо­вер­шен­ст­во­ва­ния пра­вил рус. пра­во­пи­са­ния, пред­став­лен­ный 11(24).5.1917 на со­ве­ща­нии под пред­се­да­тель­ст­вом А. А. Шах­ма­то­ва, в ко­то­ром уча­ст­во­ва­ли чле­ны Ор­фо­гра­фич. под­ко­мис­сии 1904, учё­ные, школь­ные учи­те­ля. По­ста­нов­ле­ние со­ве­ща­ния по ре­фор­ми­ро­ва­нию пра­во­пи­са­ния бы­ло ут­вер­жде­но РАН. Мин-во нар. про­све­ще­ния Врем. пра­ви­тель­ст­ва цир­ку­ля­ром от 17(30).5.1917 пред­ло­жи­ло вве­сти при­ня­тые пра­ви­ла ор­фо­гра­фии в шко­лах с на­ча­ла но­во­го учеб­но­го го­да.[13]

В ос­но­ву дан­ной ре­фор­мы лёг про­ект 1912, од­на­ко не все его пунк­ты во­шли в по­ста­нов­ле­ние май­ско­го со­ве­ща­ния. Так, в про­ек­те 1912 пред­ла­га­лось от­менить на­пи­са­ние «ь» по­сле ши­пя­щих в кон­це су­ще­ст­ви­тель­ных 3-го скло­не­ния («печь», «рожь» и др.), окон­ча­ний 2-го ли­ца ед. ч. наст. вре­ме­ни гла­го­лов («слы­шишь», «ду­ма­ешь» и т. д.), сло­ва «лишь» и пи­сать «печ», «рож», «слы­шиш», «ду­ма­еш», «лиш» и т. п.; пе­ре­да­вать звук [о] под уда­ре­ни­ем по­сле ши­пя­щих бу­к­вой «о» («чор­ный», «шо­пот», «лжот» и др. вме­сто «чёр­ный», «шё­пот», «лжёт»). По пред­ло­же­нию А. А. Шах­ма­то­ва бы­ло со­хра­не­но на­пи­са­ние мяг­ко­го зна­ка по­сле ши­пя­щих, так как его от­ме­на «за­труд­нит при­ме­не­ние но­во­го пра­во­пи­са­ния». О вто­ром пунк­те Шах­ма­тов ска­зал: «…вме­сто то­го, что­бы пи­сать „чор­ный“ — „чер­нее“, „счот“ — „сче­та“, как пред­ла­га­ла Ор­фо­гра­фи­че­ская ко­мис­сия, до­пус­ка­ют­ся на­пи­са­ния „чёр­ный“, „счёт“, что­бы не вно­сить бу­к­вен­ных раз­ли­чий в ко­рен­ной час­ти слов при раз­лич­ных его из­ме­не­ни­ях».[14]

Но­вая рус. ор­фо­гра­фия бы­ла вве­де­на дек­ре­та­ми Нар. ко­мис­са­риа­та по про­све­ще­нию РСФСР от 23.12.1917 и СНК от 10.10.1918. В со­от­вет­ст­вии с ни­ми вво­ди­лись сле­дую­щие но­вые пра­ви­ла. Бу­к­ва э (ять) за­ме­ня­лась бу­к­вой «е» (напр., «вэ­ра»>"ве­ра", «кро­мэ»>"кро­ме"), θ (фи­та) — бу­к­вой «ф» («Θома»>"Фо­ма" и т. д.), i — бу­к­вой «и» (напр., «Россiя»>"Рос­сия"); бу­к­ва «ъ» (см. Ъ) ис­клю­ча­лась в кон­це слов и час­тей слож­ных слов («хлеб», «меч», «кон­трад­ми­рал»), но со­хра­ня­лась в се­ре­ди­не слов в функ­ции раз­де­лит. зна­ка («подъ­ём», «разъ­яс­ни­тель­ный», «адъ­юнкт»). При­зна­ва­лось же­ла­тель­ным, но не­обя­за­тель­ным упот­реб­ле­ние бу­к­вы «ё». Пред­пи­сы­ва­лось пи­сать на кон­це при­ста­вок из-, воз-, раз- и т. д. пе­ред глас­ны­ми и звон­ки­ми со­глас­ны­ми «з», пе­ред глу­хи­ми со­глас­ны­ми (в том числе пе­редъ «с») — «с» («из­ви­ни­те» — «ис­пра­вить», «воз­зва­ние» — «вос­пи­тать», «ра­зо­гнать­ся» — «рас­стать­ся», «низ­верг­нуть» — «ни­спо­слан­ный» и т. п.). В при­ла­га­тель­ных, при­час­ти­ях и ме­сто­име­ни­ях род. па­де­жа ед. чис­ла муж. ро­да вме­сто окон­ча­ний -аго, -яго вво­ди­лись со­от­вет­ст­вен­но окон­ча­ния -ого, -его («доб­ро­го» вме­сто «до­б­ра­го», «ко­то­ро­го» вме­сто «ко­то­ра­го», «си­не­го» вме­сто «си­ня­го»); в фор­мах им. и вин. па­де­жа мн. чис­ла жен. и ср. ро­да при­ла­га­тель­ных, при­час­тий и ме­сто­име­ний вме­сто окон­ча­ний -ыя, -iя — со­от­вет­ст­вен­но -ые, -ие («до­б­рые» вме­сто «до­б­рыя», «ка­кие» вме­сто «какiя»). Вме­сто «онэ» (фор­мы им. па­де­жа мн. чис­ла ме­сто­име­ния «она») пред­пи­сы­ва­лось пи­сать «они»; вме­сто форм жен. ро­да «од­нэ», «од­нэхъ», «од­нэм», «од­нэ­ми» — «од­ни», «од­них», «од­ним», «од­ни­ми»; вме­сто «ея» (фор­мы род. па­де­жа ед. ч. лич­но­го ме­сто­име­ния жен. ро­да) — «её» («ее»). Так­же уточ­ня­лись пра­ви­ла пе­ре­но­са слов на пись­ме.[15]

Реформы в России в XX веке
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000


История реформ в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты