Реформы в России в 2000 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



С января 2000 года российское правительство порвало с некоторыми проявлениями половинчатой политики прошлого и заметно ускорило темпы системных реформ.[1]

После смены в 2000 году политического руководства страны институциональные преобразования были включены в число приоритетных задач, и это привело, с одной стороны, к смене подхода к управлению федеральной институциональной системой (от децентрализации к все возрастающему централизму в отношениях между центром и регионами), а с другой — к приданию преобразованиям в институциональной сфере нового импульса.[2]

В 2000 году Россия приступила к реализации большой программы институциональных реформ, включающей в себя реформу бюджетного процесса, реформу государственной службы и административную реформу.[3]

Содержание

[править] Экономика

[править] Таможенная реформа

В конце 2000 года началась реформа таможенного тарифа — самая масштабная за последние семь лет.[4]

[править] Пенсионная реформа

В 2000 году реформа пенсионного обеспечения снова стала предметом обсуждения на правительственном уровне.[5]

Представленный в середине 2000 г. проект пенсионной реформы предусматривал существенное изменение параметров реформы распределительной части пенсий. В нем предлагалось отказаться от внедрения системы условно-накопительных счетов, но вместо этого опережающим образом повышать минимальную пенсию до уровня 80 % прожиточного минимума пенсионера. Впоследствии предлагалось перейти к равномерному повышению всех пенсий и смешанной индексации пенсионных выплат по инфляции и заработной плате таким образом, чтобы ставка замещения составляла 30-34 % средней заработной платы. Повышать дифференциацию пенсионных выплат предполагалось за счет накопительного элемента. При этом в полном соответствии с Программой 1998 г. единый для всех тариф отчислений на накопительные счета устанавливался в размере 1-2 % от заработка и впоследствии повышался на 2 пункта ежегодно до 8 % заработка. Первоначальный объем накоплений оценивался на уровне 0,2 % ВВП к концу первого года и около 1 % ВВП к концу третьего года реформы. Этот относительно небольшой объем средств предлагалось в определенной пропорции инвестировать в государственные ценные бумаги, в акции крупнейших российских компаний, а также помещать на срочные депозиты в нескольких наиболее надежных и прозрачных банках. Обсуждалась также возможность незначительной международной диверсификации пенсионных резервов. Вместе с тем, как и в случае с программой 1998 г., предложения носили концептуальный характер и не содержали описания институциональных рамок проведения намеченной реформы.[6]

В октябре 2000 года в подходах к пенсионной реформе Пенсионному фонду России, Минэкономразвития, а также Министерству труда и социального развития удалось найти общий язык.[7]

[править] Реформа системы ВТС

В 2000 году была проведена реформа системы ВТС.[8]

4 ноября 2000 года Владимир Путин подписал указ № 1834 «О создании ФГУП „Рособоронэкспорт“».[9][5]</ref> В соответствии с указом был образован госпосредник в области военно-технического сотрудничества — ФГУП «Рособоронэкспорт» — путём слияния двух конкурировавших госпредприятий — «Росвооружения» и «Промэкспорта».[10][6]</ref>

1 декабря 2000 года Владимир Путин подписал указ о создании Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС), подотчетного Минобороны РФ. КВТС стал федеральным органом исполнительной власти по вопросам регулирования и контроля военного экспорта.[11][7]</ref>

[править] Финансовые реформы

[править] Налоговая реформа

С 2000 года в России стала проводиться налоговая реформа.[12]

В 2000 году в президентском послании Путина Федеральному Собранию была поставлена задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих России природных ресурсов.[13]

[править] Бюджетная реформа

1 января 2000 года вступил в силу Бюджетный кодекс.[14]

14 декабря 2000 года Госдума приняла первый в истории современной России бездефицитный бюджет на 2001 год.[15]

[править] Реформа межбюджетных отношений

В 2000 году была принята новая экономическая программа российского правительства «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Эта программа предусматривала крупномасштабную реформу межбюджетных отношений.[16] В том же году эта реформа была начата.[17]

[править] Реформы отраслей экономики

[править] Электроэнергетика

4 апреля 2000 г. подготовленный проект Концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» был представлен на Совете директоров, затем начался процесс ее доработки и совершенствования.[18]

В 2000 г. проект Концепции обсуждался на встречах с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания России, в Совете Федерации Федерального Собрания России, на совещании глав исполнительной власти Уральского региона, дважды на заседании Координационного совета по ТЭК Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение», на заседании Ассоциации «Черноземье», на совещании Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, на совещании с главами исполнительной и законодательной власти в Приволжском федеральном округе, на совещании с главами исполнительной власти в Сибирском федеральном округе, в Российской академии наук, во Всероссийском электропрофсоюзе и в ряде других организаций.[19]

11 июля 2000 г. доработанный с учетом замечаний и предложений заинтересованных организаций проект Концепции реструктуризации был рассмотрен рабочей группой под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Б. Христенко, созданной по поручению Правительства. На правительственном совещании было принято решение о необходимости разработки государственной программы структурных реформ в электроэнергетике, с использованием материалов Концепции РАО «ЕЭС России» как составной части Энергетической стратегии России. Была также отмечена необходимость подготовки нормативно-правовой базы, обеспечивающей реформирование электроэнергетики.[20]

26 июля 2000 г. вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1072 «План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 гг.». В соответствии с этим документом, основными задачами по реформированию ОАО РАО «ЕЭС России» признаны:[21]

  • решение проблемы неплатежей в электроэнергетике;
  • обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики;
  • создание условий для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих полную компенсацию обоснованных затрат, постепенное доведение цен и тарифов до уровня самофинансирования, уменьшение перекрестного субсидирования;
  • развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры;
  • участие в формировании технологической инфраструктуры рынка электроэнергии;
  • обеспечение условий для недискриминационного доступа независимых производителей на рынок электроэнергии.

Каждая из перечисленных мер сопровождается разработкой и реализацией программы действий в соответствии с задачами по реформированию холдинга.[22]

17 октября 2000 г. на Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ была отмечена необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике.[23]

В ноябре 2000 года В.Путин заявил: «Система РАО „ЕЭС“ создавалась много лет назад, в экономике страны происходят определенные изменения, и мы даже несколько отстаем от других европейских стран в деле реструктуризации энергетической сферы. Только в нескольких европейских государствах осталась такая система, как у нас РАО „ЕЭС“».[24]

14 ноября 2000 г. инвестиционная группа Секретариата Энергетической Хартии Европы на своем заседании в Брюсселе выразила поддержку концептуальным подходам к реформированию российской электроэнергетической отрасли.[25]

21 ноября и 6 декабря 2000 г. вопросы об основных направлениях и принципах структурных реформ в электроэнергетике рассматривались на совещаниях у Председателя Правительства России с участием РАО «ЕЭС России». Представители РАО «ЕЭС России» также участвовали в дискуссиях, проходивших в Центре стратегических разработок, где были рассмотрены вопросы о текущем состоянии электроэнергетики и проблемах развития отрасли, обсуждался рыночный вариант реформирования электроэнергетики.[26]

30 ноября 2000 года В.Путин впервые высказался о целесообразности реформы электроэнергетики: «Сама по себе постановка вопроса о необходимости каких-то структурных изменений — правильная. К этому вопросу будет подключено не только правительство, но и будет об этом проинформирована общественность, Государственная дума. Вопрос будет обсуждаться и на Государственном совете».[27]

12 декабря 2000 года на совещании в Кремле обсуждалась реформа электроэнергетики. В совещании участвовали В.Путин, Александр Волошин, Андрей Илларионов, Михаил Касьянов, Герман Греф, Анатолий Чубайс.[28]

В декабре 2000 года на заседании правительства против варианта реформы электроэнергетики, подготовленного в Минэкономразвития на основе концепции Чубайса резко выступил советник президента Андрей Илларионов. Илларионов предложил заменить горизонтальную модель разделения электрического бизнеса на вертикальную: не трогать нынешние региональные АО-энерго, фактически представляющие из себя вертикально интегрированные компании (ВИКи), а, наоборот, укрепить в них вертикальную составляющую и ни в коем случае не отбирать у них магистральные сети. По мнению Илларионова, подлинная конкуренция (гарант ограничения роста цен) возникает не между генерирующими компаниями, которые могут только бороться за равный доступ к сетям, а между ВИКами, которые могут дотянуться почти до каждой розетки.[29]

15 декабря 2000 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации. На нем был принят за основу для дальнейшей доработки проект «Основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации», предложенный Минэкономразвития России. Перечень первоочередных мер подготовительного этапа структурных реформ было поручено внести в Правительство в двухнедельный срок. На заседании Правительства было признано необходимым привлечение к доработке Основных направлений и мер по реформированию электроэнергетики международного консультанта — организации, имеющей опыт консультирования в данной сфере как минимум двух иностранных государств.[30]

22 декабря 2000 года В.Путин заявил: «Речь идет о долгосрочной программе, о большой и серьезной работе по модернизации отрасли и оптимизации управления. Чтобы успешно решить эти задачи, надо иметь четкую, обоснованную стратегию реформирования и развития российской энергетики. Стратегию, тесно увязанную с общенациональной экономической стратегией».[31]

24 декабря 2000 года В. Путин заявил о реформе электроэнергетики: «Если вы меня спросили, нужно ли это делать по Чубайсу, я вам могу сказать: нет. Делать нужно по уму. Ничего болезненного здесь нет. Я к Анатолию Борисовичу отношусь с огромным уважением, но он — руководитель компании. Мировая практика показывает, что сама структура сама себя изменяет и реструктуризирует не всегда плохо, но всегда при учете своих собственных интересов. А правительство должно принять решение в интересах всего государства… обязательно опираясь на нашу российскую почву, как говорил Витте, тем не менее учесть и международный опыт… Нужно обязательно привлечь в связи с этим специалистов международного класса… а потом самим подумать и, посовещавшись как следует, в том числе и с региональными лидерами, принять окончательное решение. Это тот случай, когда мы должны, используя терминологию, предложенную нам, по-моему, еще Гиппократом, действовать по известному принципу: не навреди». В.Путин прокомментировал конфликт между А.Илларионовым и А.Чубайсом: «Пусть борются, пусть защищают свою точку зрения, свою позицию. Я доверяю и тому и другому».[32]

26 декабря 2000 года В.Путин на заседании президиума Госсовета распорядился создать рабочую группу Госсовета по реформированию электроэнергетики. Её возглавил томский губернатор Виктор Кресс. В группу на равных правах входили и представители команды А.Чубайса, и их оппоненты во главе с А.Илларионовым.[33]

[править] Железнодорожный транспорт

В 2000 г., на конференции, посвящённой реформированию МПС, руководитель Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ, д.э.н. В. А. Мау заметил: «Я, честно говоря, не вижу серьёзных путей привлечения инвестиций без продажи хотя бы части акций будущего открытого акционерного общества Компании РЖД».[34]

[править] Газовая система

29 декабря 2000 года премьер Михаил Касьянов подписал постановление «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ», которое предусматривало радикальный вариант реструктуризации «Газпрома». Документ предполагал выделить из системы «Газпрома» рынок сбыта газа, передав его в руки частных компаний-перепродавцов, не связанных с газовым монополистом. Согласно постановлению государство должно было регулировать лишь оптовые цены на газ, тарифы на его транспортировку по магистралям и газораспределительным сетям и розничные цены для населения. Прочие же розничные цены могли свободно устанавливать независимые перепродавцы. Непосредственно реформу предлагалось начать уже во втором-третьем кварталах 2001 года и провести в два этапа: сначала создать несколько независимых от «Газпрома» компаний, транспортирующих газ концерна, а затем продолжить либерализацию цен, постепенно ограничивая сферу госконтроля за газовой отраслью.[35][8]</ref>

[править] ВПК

В 2000 году было принято принципиальное решение об объединении всех предприятий, производящих системы ПВО и противоракетной обороны в единый подконтрольный государству холдинг.[36]

[править] Политика

[править] Судебная реформа

Принят федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».[37]

В ноябре 2000 г. Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 г. они были обсуждены на V съезде судей.[38][9]</ref>

В ноябре 2000 года прошел V Всероссийский съезд судей. В Постановлении 5-го Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года констатировано, что период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов. Выступая на V Всероссийском съезде судей в ноябре 2000 г., Путин заявил: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована».[39][10]</ref>

В 2000 году в первом чтении был принят проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах».[40]

[править] Федеративная реформа

Весной 2000 г. В. Путин направил в Думу пакет важных законопроектов, знаменующих начало административно-правовой реформы. Была сформулирована задача остановить дезинтеграцию России, вызванную игнорированием губернаторами и законодательными собраниями субъектов федерации норм Конституции и федеральных законов, возведением межрегиональных барьеров на пути движения товаров и капиталов. Прежде всего требовалось создать действенный инструмент федеральной власти, который позволял бы оказывать непосредственное влияние на положение в регионах. Таким инструментом стал институт полномочных представителей президента в семи федеральных округах. По указу президента РФ полпреды были обязаны координировать деятельность федеральных округов, надзирать за региональным законодательством, способствовать созданию подлинно независимой судебной системы, представлять президенту регулярные доклады о политическом, социальном и экономическом положении в округах и пр.[41]

В мае 2000 г. указом Президента Владимира Путина были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.[42][11]</ref>

13 мая 2000 году произошло учреждение семи федеральных округов и института полномочных представителей президента РФ в семи федеральных округах.[43]

19 июля 2000 года было принято решение реформировать Совет Федерации.[44]

8 августа 2000 года вступил в силу закон «О порядке формирования Совета Федерации».[45][12]</ref>

В августе 2000 г. был учреждён Государственный Совет — совещательный орган при президенте РФ, в который вошли главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.[46]

В 2000 г. федеральная власть, стремясь восстановить единое конституционно-правовое пространство, приступила к мониторингу и исправлению законодательной базы субъектов федерации. Президент потребовал от своих полномочных представителей привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.[47]

[править] Военная реформа

Вступление в должность нового президента РФ — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами В. В. Путина сказалось на замысле и дальнейшем осуществлении военной реформы.[48]

4 февраля 2000 года Совет безопасности России утвердил российскую военную доктрину. Её появление объяснялось новыми угрозами, с которыми столкнулась Россия и на которые было необходимо адекватно реагировать, в частности, события на Северном Кавказе, расширение НАТО на восток и новая военная концепция Североатлантического альянса.[49]

[править] Реформа образования

В 2000 г. была значительно уменьшена задолженность по заработной плате учителям.[50]

В октябре 2000 г. правительство утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Теперь все реформы среднего образования и высшей школы в обязательном порядке должны были соответствовать этому документу. Доктриной предусматривалось поэтапное увеличение расходов на систему образования с тем, чтобы через 25 лет вывести финансирование образования на уровень развитых стран.[51]

В декабре 2000 г. правительство приступило к разработке Программы информатизации в 2001—2005 гг. всей сферы российского образования. По затратности (около 40 млрд р. из всех источников) — это самая масштабная программа в области образования и одна из самых крупных среди всех отраслей народного хозяйства страны за последние десятилетия.[52]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Ход системных реформ в СНГ
  2. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  3. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  4. http://protown.ru/information/hide/3263.html
  5. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  6. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  7. http://www.ng.ru/events/2001-02-08/2_national.html
  8. http://www.ng.ru/politics/2001-03-22/1_korotko.html
  9. [1]
  10. [2]
  11. [3]
  12. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  13. http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/355E80E899AF257F432571BB005AC8AA?OpenDocument
  14. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  15. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  16. Лавров А., Д. Сазерлэнд, Дж. Литвак. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики — 2001 г.-№ 4
  17. http://www.rg.ru/anons/arc_2001/0523/2.shtm
  18. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  19. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  20. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  21. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  22. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  23. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  24. Время новостей: N°35, 02 марта 2004 // Время новостей
  25. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  26. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  27. Время новостей: N°35, 02 марта 2004 // Время новостей
  28. Время новостей: N°35, 02 марта 2004 // Время новостей
  29. http://www.kommersant.ru/Doc-rss/362187
  30. http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/chron/show.cgi?ref.htm
  31. Время новостей: N°35, 02 марта 2004 // Время новостей
  32. Время новостей: N°35, 02 марта 2004 // Время новостей
  33. Время новостей: N°35, 02 марта 2004 // Время новостей
  34. Хусаинов Ф. И. Реформа железнодорожного транспорта: достижения и проблемы // Вестник транспорта. — 2011. — № 4. — С. 8-14. (начало); № 5. — С.2-11 (окончание)
  35. Время новостей: N°35, 02 марта 2004 // Время новостей
  36. http://web.archive.org/web/20050301181819/http://www.politcom.ru/2003/gvozd135.php
  37. Содержание судебной реформы в РФ[4]
  38. Филиппов А. В. Новейшая история России. 1945—2006 гг // Prosv.ru
  39. 1.2 Этапы современной судебной реформы // Право России // ALLPRAVO.RU // Allpravo.ru
  40. Судебная реформа: плюсы и минусы
  41. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  42. Филиппов А. В. Новейшая история России. 1945—2006 гг // Prosv.ru
  43. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  44. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  45. Филиппов А. В. Новейшая история России. 1945—2006 гг // Prosv.ru
  46. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  47. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  48. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  49. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  50. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  51. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  52. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
Реформы в России в 2000-х годах
Типы  Экономические реформыНалоговая реформаРеформа образованияПравовая реформаСудебная реформаРеформа системы государственного управленияРеформа государственной службыФедеративная реформаВоенная реформа
2000 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2001 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2002 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2003 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2004 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2005 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2006 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2007 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2008 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
2009 год  ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь


Реформы в России в XX веке
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Личные инструменты