Права человека в Литве

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Согласно последним данным Департамента статистики 13,2 % населения Литвы составляют национальные меньшинства. По мнению представителей национальных общин, проживающих в Литве, а также ряда авторитетных международных организаций, официальная политика литовского государства не всегда соответствует принципам международного права в отношении защиты прав и интересов нацменьшинств. С особой настойчивостью выражает протесты польское население страны, активно поддерживаемое в том числе на государственном уровне Польшей, являющейся стратегическим партнером Литвы по Евросоюзу. В последние два года за отстаивание своих прав, с польской общиной консолидировано выступает ряд русскоязычных политических и общественных организаций. При этом основные схожие цели двух крупнейших национальных диаспор направлены против политики местных властей на ассимиляцию проживающих на территории страны нацменьшинств вопреки основополагающим международным актам, в том числе документу Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ . Официальные данные Департамента статистики Литвы за последние годы объективно подтверждают тенденцию к сокращению численности национальных общин.[1]

Литва не присоединилась к Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств (Страсбург, 5.11.1992 г.) при том, что на ее территории гражданами государства «традиционно используются» языки нацменьшинств и эти языки служат «средством общения достаточного числа лиц, чтобы оправдать принятие различных мер по защите и развитию языка, предусмотренных настоящей Хартией».[2]

Национальные меньшинства отмечают значительный регресс в обеспечении своих прав в последнее время: в 2009 г. был упразднен Департамент национальных меньшинств и эмиграции при Правительстве, прекратил действие Закон «О национальных меньшинствах» (от 23.11.1989 г.), многие положения которого так и не были реализованы. Существенно ухудшились возможности нацменьшинств в сфере получения информации на родном языке . В Сейме приступили к обсуждению поправок к Закону ЛР о науке и образовании, в соответствии с которыми значительно уменьшится количество часов преподавания на родных языках, а также будет введен единый экзамен по государственному языку для учеников литовских школ и школ нацменьшинств. До сих пор не удовлетворены требования национальных меньшинств употреблять свои имена и фамилии в соответствии с правилами родного языка. Несмотря на сложившуюся практику и европейское законодательство, в Литве запрещено использование языка национального меньшинства (вместе с государственным) в написании географических названий даже в населенных пунктах, где его представители составляют более 80 % жителей. В 2008 г. административный суд запретил надписи на русском и польском языках, установленные в местах компактного проживания нацменьшинств (Вильнюсский и Шальчининкский районы), что также противоречит п.3 ст.11 РК. Только в 2010 г. за публичное использование польского языка (конечно, наряду с государственным) было зафиксировано несколько случаев административного наказания в виде штрафов в отношении чиновников местного самоуправления и предпринимателей.[3]

Новая редакция Закона ЛР «Об образовании» (принята 30 марта с.г.) не соответствует ряду положений документов ОБСЕ и не учитывает мнение русской и польской общин, собравших накануне голосования в Сейме более 60 тыс. подписей против его принятия. Так, в Парижской хартии для новой Европы от 21.11.1990 г. записано, что государства-участники СБСЕ обязуются улучшать положение нацменьшинств (а не ухудшать его), а в документе Копенгагенской конференции по человеческому измерению СБСЕ (29.06.1990 г.) в п.33 с целью такой защиты они «принимают меры после проведения надлежащих консультаций, включая контакты с организациями или ассоциациями таких меньшинств». Кроме того, следует отметить, что в своих комментариях по поводу принятия поправок к закону об образовании представители официальных властей Литвы ссылались на статистические данные, не относящиеся непосредственно к учащимся школ нацменьшинств (речь идет о поступлении и окончании выпускниками школ нацменьшинств литовских вузов).[4]

Помимо этого польская и еврейская общины требуют скорейшего решения вопросов возврата собственности прежним владельцам, замечая при этом ущемление своих прав по сравнению с представителями титульной национальности.[5]

В опубликованном Европейской комиссией по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН) в сентябре 2011 года докладе о Литве в качестве серьезного недостатка в правочеловеческой сфере отмечается образовавшийся правовой вакуум регулирования положения национальных меньшинств после того, как с 2010 г. перестал действовать закон 1989 г. о национальных меньшинствах. Подвергается критике и положение закона о выборах президента, исключающее для граждан Литвы нелитовского происхождения возможность быть кандидатом на президентских выборах.[6]

Традиционно пристальное внимание ЕКРН уделяет положению цыган. Отмечается, что программа по интеграции цыган 2008—2010 гг. не принесла ощутимых результатов, несмотря на некоторые позитивные инициативы по исправлению ситуации в области образования. Наиболее серьезные проблемы наблюдаются в сфере трудоустройства цыган и обеспечения их жильем.[7]

Комиссия обращает внимание и на сохранение отмеченных еще в предыдущем цикле мониторинга проявлений антисемитизма.[8]

Отмечается отсутствие четкой политики применительно к положению других национальных меньшинств. Роль Совета национальных меньшинств сведена к минимуму, с ним практически не консультируются. ЕКРН обращает особое внимание на проблемы нацменьшинств в области реализации права на образование на родном языке: отсутствие в должном объеме учебной литературы на языках нацменьшинств, нехватка соответствующим образом подготовленных преподавателей, возрастание на практике доли обучения на литовском языке в школах нацменьшинств, то есть фактическое вытеснение других языков из процесса обучения.[9]

Оценки правозащитной ситуации в Литве со стороны международного сообщества (11 октября 2011 года в Женеве Совет ООН по правам человека в рамках процедуры Универсального периодического обзора положения в области прав человека в государствах-членах ООН рассматривал правозащитную ситуацию в Литве) показывают, что в Литве сохраняются серьезные правозащитные проблемы — дискриминационная политика властей в отношении национальных и языковых меньшинств, проявления расизма и антисемитизма, тяжелое положение в пенитенциарной системе, торговля людьми, нарушения прав детей, женщин, инвалидов и др. Государства-члены ООН вынесли литовской стороне значительное число рекомендаций. Россия особо отметила необходимость искоренения проявлений расизма и неонацизма, прекращения попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, героизации фашистских приспешников и преследования ветеранов-антифашистов, дискриминации русскоязычного населения Литвы в культурной и языковой сферах.[10]

В ходе рассмотрения в Женеве Советом ООН по правам человека в рамках Универсального периодического обзора правозащитной ситуации в Литве в октябре 2011 года министр юстиции этой страны Р.Шимашиюс в своем выступлении фактически приравнял Советский Союз к нацистской Германии, заявив, что «оба режима нарушали права человека» и «оккупировали Литву». Эти высказывания допустил официальный представитель государства, председательствующего в ОБСЕ, что придает им особо недопустимый характер.[11]

Искажение и фальсификация событий и фактов, связанных со Второй мировой войной, «советским периодом» Литвы, обретением страной независимости, носят в Литве все более масштабный характер и фактически возводятся в ранг государственной политики. Продолжается практика проведения масштабных кампаний в привязке к «значимым» датам, связанным главным образом с «черными страницами советского прошлого», «завоеванием» страной независимости: 20-летием расстрела «пограничников» в Мядининкае (в августе 2011 года Вильнюсский участковый суд по ходатайству Генпрокуратуры Литвы назначил меру пресечения в виде ареста заочно в отношении трех граждан России А.Рыжова, Ч.Млынника и А.Лактионова, подозреваемых литовской фемидой в убийстве на «КПП» в Мядининкае 31 июля 1991 г. литовских «пограничников», выдан европейский ордер на их арест), 22-й годовщиной акции «балтийский путь», 20-летием со дня «последней жертвы оккyпaции Литвы» — «защитника верховного совета» А.Сакалаускаса, днем памяти жертв расправ «советских репрессивных органов» в Тускуленай и др. На регулярной основе в них принимают участие первые лица государства и мининдел, которые неоднократно публично озвучивают известные «постулаты» о «советской оккупации» и необходимости возмещения «ущерба», «советском геноциде жителей Литвы». Литовской стороной всячески акцентируется «историческое значение» российско-литовского договора об основах межгосударственных отношений (в его преамбуле упоминается аннексия Литвы).[12]

Последовательные усилия по закреплению «оккyпaционных установок» в правовом поле страны предпринимаются в основном по линии законодательной власти, прессы и ангажированных НПО. Так, правительство консерваторов недавно одобрило идею предоставить статус «пострадавших от оккyпaций 1939—1990 гг. лиц» тем, кто после восстановления независимости ЛР «принуждались к прохождению воинской службы в Советской Армии». Кроме того, в Сейм внесен законопроект, призванный придать статус «участника сопротивления советскому оккупационному режиму» не только «борцам против первой оккупации 1940—1941 гг.», но и «тем, кто боролся против оккyпaционного режима в 1944—1990 гг.».[13]

Литовскими властями в настyпaтельном ключе как внутри страны, так и на международных площадках продолжалась эксплуатироваться и тема «преступлений советских силовых структур во время событий 13 января 1991 г.». Для ее раскручивания, в том числе в антироссийском контексте, Вильнюсом помимо многоуровневых акций вокруг инцидента в Вене с М. В. Головатовым, также использовался процесс над А.Палецкисом, председателем партии «Социалистический народный фронт», преследуемым за его публичные высказывания, идущие вразрез с официальной литовской версией событий 13 января 1991 г. в Вильнюсе (в ходе судебного разбирательства ряд свидетелей дали показания в пользу А.Палецкиса. В то же время литовские власти всячески пытаются замалчивать эти факты).[14]

Значительные усилия Вильнюс по-прежнему прилагает для выпячивания исторического значения «героической борьбы» литовских партизан, т. н. «лесных братьев». Широко освещалась получившая господдержку акция — Открытие в Швянтойи памятника в честь борцов «За свободу Литвы», поддерживавших связь «сопротивления» с западными странами через Балтийское море в 1944—1953 гг.[15]

Несмотря на объявленный в стране год «памяти жертв Холокоста», а также принятие Закона «О компенсации недвижимого имущества еврейских религиозных общин», официальный Вильнюс продолжает затушевывать неудобные для себя исторические факты, связанные с уничтожением при участии самих литовцев еврейского населения Литвы в период Второй мировой войны. Нельзя также не отметить активизацию в стране различных антисемитских выходок националистов, которые практически не пресекаются властями.[16]

В Вильнюсе в последние годы проводятся шествия молодых неонацистов. В августе 2011 года при государственной финансовой поддержке Национальным союзом молодежи Литвы был организован летний лагерь в месте компактного проживания нацменьшинств Девянишкесе под националистическими лозунгами «Литва для литовцев» и «очищение от славянских и германских языков».[17]

Характерно, что исторические претензии Литвы выходят за рамки только советского периода. Активно задействована тема восстания 1831 г. «против царизма», внимание к которой было привлечено проведением ряда памятных мероприятий.[18]

«Исторические» темы широко освещаются и на страницах местных периодических изданий. В книжных магазинах в изобилии можно встретить «труды», в том числе Председателя комитета по нацобороне и безопасности сейма ЛР А.Анушаускаса, повествующие о «преступлениях советского тоталитарного режима», «героическом сопротивлении литовцев советским оккупантам». А недавно на книжных полках появилась «новинка» — изданная при содействии МИД ЛР на литовском языке книга Т.Снайдера под красноречивым названием «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным». Однако, справедливости ради, следует отметить, что у местных жителей такие произведения большим спросом не пользуются.[19]

Искаженный взгляд на историю культивируют и местные школьные учебники. В них многовековая российская история, по определению местных русскоязычных экспертов, представлена крайне схематично с акцентами на Ивана Грозного, Петра I, Ленина и «кровавого Сталина». В школьном курсе истории сознательно формируется малопривлекательный образ России, которую надо бояться.[20]

[править] Примечания

  1. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[1][2]
  2. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[3][4]
  3. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[5][6]
  4. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[7][8]
  5. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[9][10]
  6. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[11][12]
  7. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[13][14]
  8. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[15][16]
  9. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[17][18]
  10. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[19][20]
  11. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[21][22]
  12. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[23][24]
  13. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[25][26]
  14. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[27][28]
  15. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[29][30]
  16. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[31][32]
  17. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[33][34]
  18. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[35][36]
  19. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[37][38]
  20. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[39][40]
Права человека
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Права человека в ЕвросоюзеПрава человека в ПрибалтикеЕСПЧ
Личные инструменты