Права человека в Латвии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Отличительной особенностью ситуации с правами человека в латвийском обществе является массовое безгражданство. По данным Управления гражданства и миграции Латвии на 1 июля с.г., оно составляет 319 267 человек (порядка 14,3 % населения страны) и постепенно сокращается в основном за счет смертности и иммиграции.[1]

Сохраняются 79 ограничений в правах «неграждан», включая такие основополагающие, как право избирать и быть избранными. В это число входят также запреты на профессии, которых насчитывается 47. «Неграждане» в Латвии не могут занимать государственные и муниципальные должности, быть судьями, прокурорами, избираться судебными заседателями, служить в армии. Они также лишены права основывать политические партии, заключать сделки с недвижимостью без согласия муниципальных властей и т. д.[2]

«Неграждане» не признаются властями в качестве национальных меньшинств. Латвия ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств (РКЗНМ) 26 мая 2005 г. с двумя оговорками, отменяющими положения Конвенции, в соответствии с которыми национальным меньшинствам в местах их компактного проживания предоставляется возможность общаться на родном языке с властями, а также использовать родной язык в топографических названиях. Кроме того, в принятой при ратификации латвийским парламентом дополнительной декларации разъясняется, что «неграждане» не являются субъектами упомянутой Конвенции. При этом более 50 % населения, проживающего в крупнейших латвийских городах (Рига, Даугавпилс и Лиепая) по своему этническому составу является русскоязычным.[3]

В последние годы неуклонно падают темпы натурализации (с 19169 чел. в 2005 г., до 2336 чел. — в 2010 г.), а политика интеграции латвийского общества зашла в тупик. В одобренном латвийским правительством в октябре 2011 года документе «Основные вопросы политики национальной идентичности и интеграции общества (2012—2018 гг.)» сформулированы ключевые установки линии на полную ассимиляцию русскоязычного населения. В данной программе констатируется, что приоритетными направлениями деятельности официальной Риги в указанной области являются усиление позиций латышского языка и культуры, обеспечение приверженности европейским демократическим ценностям, «формирование сплоченной национальной памяти» на основе лояльности концепции «советской оккупации».[4]

Последствия такой политики приобрели настолько негативный характер, что стали предметом постоянной озабоченности европейских правозащитных структур и других международных организаций. Неблагополучную ситуацию с соблюдением прав человека в Латвии в последнее время, в частности, отмечали: Верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств К.Воллебек (в ноябре 2010 г. на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене, в феврале 2011 года во время визита в Латвию, в апреле 2011 года в выступлениях в Международном институте мира в Нью-Йорке и Политологическом центре им. В.Вильсона в Вашингтоне); Комиссар по правам человека Совета Европы Т.Хаммарберг (в декабре 2010 г. на 4-ой конференции СЕ по гражданству в Страсбурге); Комитет экспертов по выполнению конвенций Международной организации труда (в декабре 2010 г. на заседании Комитета МОТ).[5]

30 марта 2011 года Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) принял резолюцию о выполнении Латвией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (РКЗН). Это сделало возможной публикацию оценок независимого мониторингового органа РКЗН — Консультативного комитета (КК). Резолюция в целом подтвердила оценки КК. В ней отмечается, что приоритетного решения требует проблема сохраняющегося значительного числа «неграждан», в том числе среди детей, родившихся после 21 августа 1991 г. Указывается на недопустимость языковой дискриминации в сфере труда и общения, снижение возможностей для обучения на языках нацменьшинств в государственных школах Латвии. Содержится призыв к Латвии устранить недостатки, касающиеся участия представителей нацменьшинств в общественной жизни, включая муниципальные выборы.[6]

5 мая 2011 года 11-ая сессия рабочей группы Совета ООН по правам человека (СПЧ) по проведению универсального периодического обзора (УПО) в Женеве рассмотрела ситуацию с соблюдением прав человека в Латвии, в том числе на основе подготовленного правительством ЛР доклада о состоянии прав человека в стране. В нем, как обычно, представлена довольно размытая картина, не дающая полного представления об истинном положении дел в этой сфере. При этом к процессу подготовки доклада были привлечены далеко не все латвийские НПО. Исключены, прежде всего, те, которые представляют русскоязычное население. Среди них — Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ). В этой связи ЛКПЧ направил в Управление Верховного комиссара по правам человека ООН альтернативный материал, подготовленный на основе собственных исследований в области массового безгражданства, языковой дискриминации, неравноправного положения меньшинств на рынке труда, существенных демографических различий между латышами и нелатышами.[7]

ЛКПЧ, в частности, обращает внимание на принципиальные различия в оценках и акцентах, содержащихся в этих материалах, хотя оба писались по одной схеме. Так, правительство ЛР упоминает международные документы, к которым официальная Рига присоединилась, а ЛКПЧ — те, к которым Латвия не спешит присоединиться ввиду того, что они предусматривают право подачи индивидуальных жалоб в международные инстанции.[8]

По итогам обсуждения ситуации в Женеве, в котором приняли участие представители 43 стран-членов ООН, включая Россию, латвийской стороне высказан целый ряд (122) практических рекомендаций.[9]

6 сентября 2011 года правительство Латвии на закрытом заседании рассмотрело рекомендации СПЧ по итогам обсуждении ситуации с правами человека в Латвии 5 мая 2011 года в Женеве на 11-ой сессии рабочей группы СПЧ по проведению УПО. Из пресс-релиза МИД Латвии на этот счет следует, что ряд ключевых претензий, в частности, незамедлительная ликвидация статуса «неграждан», категорически неприемлемы для Риги. Как «вызов для Латвии» охарактеризовал положение «неграждан», лишенных избирательных прав, находившийся в стране в сентябре 2011 года глава Ограниченной миссии наблюдателей за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) К.Ольшевский. По его мнению, латвийское правительство не уделяет достаточно внимания вопросам общественной интеграции, а у ОБСЕ нет действенных рычагов воздействия, кроме как постоянно напоминать о своих рекомендациях в правочеловеческой сфере и периодически обращать внимание на положение в этой области. «То, что „неграждане“ не участвуют в выборах и остаются без представителей, — подчеркнул К.Ольшевский, — все еще является сложной задачей». Он также отметил отсутствие в Латвии права баллотироваться на выборах независимым кандидатам, что противоречит ее обязательствам перед ОБСЕ.[10]

Бездействие латвийских властей и фактическое игнорирование ими многочисленных рекомендаций международных органов побудило ряд правозащитных организаций Латвии (Союз граждан и «неграждан», «Гуманитарная перспектива» и ЛКПЧ) обратиться в августе 2011 года в 12 международных организаций с запросом о том, как эти структуры реагируют на невыполнение Латвией этих рекомендаций. В нем, в частности, отмечается, что с 1995 г. число «неграждан» сократилось примерно на 380 тысяч человек (с 700 тыс. до 319267 чел.). Из них 40 % приобрели латвийское гражданство путем натурализации, 32 % — умерли в этом статусе, 17 % — эмигрировали, а 11 % — взяли гражданство третьих стран. В то же время процесс натурализации в последние годы постепенно замедлился — за год эту процедуру проходят лишь около 1 % «неграждан».[11]

9 сентября 2011 года руководитель Объединенного конгресса русских общин «негражданин» А.Гапоненко обратился в Конституционный Суд ЛР с требованием признать не соответствующей Конституции страны статью Закона о выборах в местные органы власти, закрепляющую право выбора самоуправления только за гражданами Латвии. Аргументация А.Гапоненко сводится к тому, что ст. 91 Конституции ЛР гарантирует осуществление прав человека без каких-либо изъятий и дискриминации.[12]

28 августа 2011 года на региональной конференции российских соотечественников стран Балтии в Риге известный правозащитник, представитель ЛКПЧ В.Бузаев обнародовал доклад «Национальная политика и демография русского населения в Латвии, Литве и Эстонии», в котором он фактически обвинил власти этих стран в геноциде русского населения.[13]

В качестве обоснования своей версии А.Бузаев сослался на 3 признака, характерных для такого рода действий.[14]

Первое — умышленное создание для какой-либо этнической группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение. Второе — меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы. Третье — насильственная передача детей из одной этнической группы в другую.[15]

Применительно к Латвии, это выражается, по мнению автора, в том, что смертность среди нацменьшинств выше в среднем на 18 %, а рождаемость на 25 % ниже, чем у латышей. По сравнению с 1990 г., число школьников латышских школ уменьшилось на 14 %, а русских школ — на 64 %. В 2009 г. в первые классы русских школ пришло на 20 % меньше числа семилеток-нелатышей, а в латышские школы — на 12 % больше, чем было семилеток-латышей, поскольку из-за закрытия русских школ русскоязычные родители вынуждены отдавать своих детей в школы с латышским языком обучения.[16]

Дискриминационная политика латвийских властей в отношении нацменьшинств ведет к усилению межэтнического противостояния в латвийском обществе и развязывает руки национал-радикалам, которые с 10-го Сейма (с октября 2010 г.) ведут с парламентской трибуны все усиливающееся наступление на позиции русского языка в стране. На практике это уже выразилось в принятии их законопроекта по ужесточению штрафов за неиспользование госязыка и расширению перечня профессий, для которых требуется высокий уровень знания латышского языка.[17]

[править] Примечания

  1. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[1][2]
  2. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[3][4]
  3. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[5][6]
  4. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[7][8]
  5. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[9][10]
  6. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[11][12]
  7. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[13][14]
  8. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[15][16]
  9. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[17][18]
  10. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[19][20]
  11. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[21][22]
  12. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[23][24]
  13. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[25][26]
  14. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[27][28]
  15. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[29][30]
  16. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[31][32]
  17. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[33][34]
Права человека
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Права человека в ЕвросоюзеПрава человека в ПрибалтикеЕСПЧ
Личные инструменты