История экономики Грузии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] С 1992 года

Динамика ВВП крупнейших стран Закавказья (Азербайджана, Армении и Грузии) в 1994—2010 годах, в % от уровней 1994 года.
Динамика ВВП крупнейших стран Закавказья (Азербайджана, Армении и Грузии) в 1994—2010 годах, в % от уровней 1994 года.
Динамика ВВП на душу населения по ППС в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 1994—2010 годах, в долларах США.
Динамика ВВП на душу населения по ППС в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 1994—2010 годах, в долларах США.
Динамика объёма инвестиций в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 1996—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма инвестиций в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 1996—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма валовых национальных сбережений в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2003—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма валовых национальных сбережений в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2003—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика уровня безработицы в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 1998—2010 годах, в процентах.
Динамика уровня безработицы в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 1998—2010 годах, в процентах.
Динамика объёма совокупных государственных доходов в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма совокупных государственных доходов в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма совокупных государственных расходов в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика объёма совокупных государственных расходов в крупнейших странах Закавказья (Азербайджане, Армении и Грузии) в 2000—2010 годах, в процентах к ВВП.
Динамика среднегодовых цен на нефть марки брент (в $ за баррель) и номинального ВВП Грузии (в $млрд), в 1997—2010 годах
Динамика среднегодовых цен на нефть марки брент (в $ за баррель) и номинального ВВП Грузии (в $млрд), в 1997—2010 годах

Распад СССР и смена социально-экономической системы в новых независимых государствах стали для большинства трудным этапом развития. А для экономики Грузии первые годы самостоятельного развития оказались особенно неудачными и сложными по сравнению с остальными странами СНГ.

Столь тяжёлое развитие кризиса было обусловлено в первую очередь острым политическим противостоянием, которое сопровождалось гражданской войной. Ситуация сложилась таким образом, что на начальном этапе развития Грузии задача государственного строительства и преобразования экономики оказалась практически трудновыполнимой. Надежда на быстрый переход к рыночным отношениям в экономике после отделения Грузии от союзного государства не оправдалась.

Процесс системной трансформации народного хозяйства в Грузии оказался более длительным и тяжёлым для общества, чем это представлялось на момент получения независимости.

В развитии Грузии за последние десять лет можно выделить два различных этапа. Первый, кризисный — с 1990 по 1994 г., представлял собой период существенного спада и разрушения существовавшей экономической системы и второй, стабилизация и восстановление — начиная с 1995 г., который можно определить как преодоление кризиса и начало восстановления экономики на новой основе.

Только в 1991—1992 гг. экономика страны сократилась на 56 % и ещё на 25 % — за 1993 г. А в целом, с 1990 по 1994 г., ВВП Грузии упал более чем на 70 %, или с $10 млрд до $2,8 млрд, а уровень промышленного производства — на 80 %, сельского хозяйства — на 15 %. Капитальные вложения к 1994 г. сократились до 2,8 % от уровня 1990 г.

В то же самое время из Грузии, по некоторым оценкам, было вывезено порядка 500 млн дол. При этом внешняя задолженность Грузии превысила объем её ВВП, начиная практически с нулевого значения.

Однако до 1993 г. (до введения купона) инфляция, хотя и была высокой, но не достигала уровня гиперинфляции. Структура экономики Грузии исторически сложилась таким образом, что в объёме её ВВП значительную долю занимала торговля (около 40 % до получения независимости).

С начала 1991 г. началось резкое свертывание экономических связей с остальными республиками бывшего СССР. Поэтому, когда произошёл обвал в торговых, производственно-кооперационных и финансовых отношениях с бывшими союзными республиками, то соответственно были потеряны источники сырья, кредитов и рынки сбыта. Кризис оказал наиболее жёсткое воздействие на промышленные предприятия. В новых условиях они столкнулись с резким ростом стоимости ресурсов и транспортных тарифов. Развал межреспубликанского рынка вызвал дефицит сырья, нестабильное энергоснабжение и потерю рынков сбыта готовой продукции. К этим негативным факторам следует добавить практически полное отсутствие инвестиций на модернизацию оборудования и хроническую нехватку оборотных средств.

В результате объём производства промышленной продукции сократился с 1990 г. более чем в 5 раз. Производственные мощности некоторых отраслей оказались загружены лишь на 5-10 %, что, в свою очередь, вызвало рост себестоимости их продукции и снизило её конкурентоспособность. Предприятия столкнулись с ситуацией, когда доходы не покрывали даже издержек производства. Кризис вызвал значительное сокращение объёмов производства пищевой промышленности: вина — в 4 раза, плодовых консервов — в 27 раз, чая — в 90, мяса и мясопродуктов — в 45, молока и молочных продуктов — в 29 раз.

За время кризиса производство электроэнергии упало с 13,6 млрд кВт.ч до 6,8 млрд кВт.ч, добыча нефти — с 186 тыс. т до 67 тыс. т, переработка нефти — с 2,3 млн т до 60 тыс. т, добыча угля — с 995 тыс. т до 32,9 тыс. т. Например, в 1994 г. Грузия произвела лишь один магистральный электровоз, 109 металлорежущих станков, 135 грузовых автомобилей и 34 тыс. т минеральных удобрений. При этом прирост производства по сравнению с предыдущим годом был отмечен только в 5 % товарных групп, снижение — в 89 %, а по 6 % — производство вообще было прекращено.

Объём железно-дорожных грузовых перевозок в том же 1994 г. едва достиг 6,8 % от уровня 1985 г. (лучшего докризисного показателя).

Произошло также изменение структуры ВВП. В 1994 г. в общем объеме промышленной продукции уже 64 % приходилось на пищевую промышленность, 15,3 % — на топливно-энергетическую, 12,7 % — на легкую промышленность, 5 % — на горно-металлургическую и только 2 % — на машиностроение. В то время как в 1990 г. удельный вес пищевой промышленности был равен 37,9 %, легкой промышленности — 22,4 %, машиностроения — 15,6 %, металлургии — 4,1 %, топливноэнергетического комплекса — 2,2 %.

Кризис повлиял и на саму структуру сельскохозяйственного производства, которое в большей степени стало ориентироваться на внутренние потребности страны. Соответственно выросла в общем объёме производства доля зерновых, картофеля, овощей, продуктов животноводства. При этом сократились показатели доминировавших ранее отраслей, таких как чаеводство, виноградарство, плодоводство, цитрусоводство.

Снизился также сбор сортового зелёного чайного листа (с 517 до 62 тыс. т), винограда (с 418 до 13 тыс. т), плодов (с 591 до 375 тыс. т), цитрусовых (с 303 до 89 тыс. т). Соответственно сократились площади под чайные плантации (на 23,1 тыс. га), цитрусовые культуры (на 14,8 тыс. га), виноградники (на 12,8 тыс. га), плодовые сады (на 22,4 тыс. га).

Помимо производственных следует отметить также возникновение и такой, характерной для многих других постсоветских государств, проблемы, как значительный дефицит государственного бюджета. Доля дефицита государственного бюджета в ВВП в Грузии (без учета грантов) выросла с 3 % в 1991 г. до 25,6 % в 1992 г. и в 1993 г. — до 34 %, а в 1994 г. сократилась до 13,6 %. Но в 1995 г. бюджетный дефицит еще держался на уровне 15,3 %. В 1993 г. практически 80 % бюджетного дефицита покрывалось за счет внешних заимствований, а остальное — за счет Национального банка Грузии (НБГ). Причиной бюджетных проблем в первую очередь стало снижение сбора налогов с 22 % от ВВП в 1991 г. до 8 % в 1992 г. и до 2,3 % — в 1993 г. При этом расходная часть бюджета составляла 3,6 % от ВВП. А расходы бюджета на душу населения на здравоохранение, образование и инфраструктуру сократились до уровня, который стал даже ниже аналогичных расходов в развивающихся странах. В результате экономического кризиса уровень жизни населения страны резко снизился.

К 1997 г. доходы населения в среднем сократились более чем в 10 раз по сравнению с 1989 г. Более 80 % граждан оказалось за чертой бедности и практически все свои доходы (а это составляло тогда порядка 7,5 дол.) эта категория населения была вынуждена расходовать исключительно на продукты питания. Но и в этом случае потребление белков животного происхождения на душу населения тогда не превышало 36 % необходимой минимальной нормы, жиров — 50 %, а хлеба и хлебопродуктов — 165,4 % (215 кг вместо предусмотренных по физиологической норме 130 кг). Таким образом более половины потребности в продуктах питания население удовлетворяло хлебом и хлебопродуктами. В то же время Грузия по линии Всемирной продовольственной программы (включая незначительное количество гуманитарной помощи, поступившей по неправительственным каналам) получила продовольствия в 1993 и 1994 гг. на сумму порядка 50 и 100 млн дол. соответственно. Как уже отмечалось, глубина спада определялась в первую очередь внутриполитическими факторами2. Помимо этого на экономику Грузии отрицательно повлияло достаточно резкое сокращение экономических связей с республиками бывшего СССР и прежде всего с ее основным экономическим партнером — Российской Федерацией. Ведь практически все потребности Грузии в энергоресурсах ранее, да и сейчас даже в большей степени, продолжают удовлетворятся поставками из РФ, так как к 1992 г. эта зависимость еще более усилилась из-за прекращения (частично и уничтожения) собственного профильного производства. Все эти моменты достаточно болезненно отразились на экономическом состоянии Грузии. Ситуацию еще более усугубила блокада основных железнодорожных магистралей через Абхазию и Азербайджан (Баку — Махачкала — Грозный), а также значительное сокращение автомобильного сообщения. Ограничение связей и вынужденная изоляция страны сказались на положении большинства предприятий. Возник дефицит ресурсов (особенно энергоносителей и материально-технических средств), который значительно ограничил их хозяйственную деятельность, что, в свою очередь, привело к росту безработицы. К этим проблемам следует добавить глубокий кризис кредитно-финансовой системы, острый дефицит бюджета, быстрый рост внешней задолженности, гиперинфляцию (ее годовой темп достиг 80 % в 1991 г., более 900 % — в 1992 г. и 8400 % — в 1993 г.). Ослабление государства в этот период привело также к довольно быстрому росту «теневой экономики», которая, по разным оценкам, чуть ли не превышает открытую. Государство в этот период не смогло также осуществить практические меры по реформированию социальноэкономической системы и созданию необходимой для этого законодательной базы. Таким образом, начальный этап развития Грузии сопровождался резким падением производства, расстройством финансовой системы, значительным дефицитом бюджета, ростом безработицы, гиперинфляцией, резким сокращением традиционных экономических связей с бывшими союзными республиками, падением уровня жизни большей части населения. А практический развал системы государственной власти и контроля привел к значительному уровню криминализации экономики. Но с другой стороны, этот же сложный период становления грузинского государства имел свои определенные позитивные стороны. Было положено начало процессу формирования основ рыночных отношений, в том числе приватизации земли, жилищного фонда, либерализации ценообразования и торговли, приобретения опыта хозяйственных взаимоотношений в новых условиях становления рынка. Характер развития кризиса изменился в 1994 г., когда Грузия, добившись относительной политической устойчивости, смогла приступить к осуществлению активных мер против дальнейшего развала экономики. Было остановлено, по сути, произвольное печатание купонов, практиковавшееся в 1993 г. И к концу 1994 г. правительству удалось переломить ситуацию. В 1995 г., с принятием лари, темпы инфляции сократились до среднемесячного показателя в 3,9 % (который лишь годом раньше достигал 68 %). Следует, однако, отметить, что, с точки зрения экспертов МВФ, результат, которого добилась Грузия в такие сжатые сроки, оказался достаточно неожиданным. При этом для них так и остались не вполне ясными обстоятельства и причины такой внезапной финансовой стабилизации.

В условиях определённой стабилизации внутриполитического положения у Грузии появилась реальная возможность для экономических преобразований. Новый этап развития страны был обозначен принятием новой конституции и проведением президентских и парламентских выборов. Таким образом, сложившиеся условия позволяли приступить к проведению экономической реформы. Правительство Грузии с марта 1994 г. начало интенсивные переговоры с МВФ по поводу финансирования программы преобразования экономики. Несмотря на некоторую неясность в финансировании основной программы, была разработана и принята летом 1994 г. стратегия борьбы с гиперинфляцией. Она предусматривала прекращение финансирования бюджетных расходов за счет средств НБГ и ликвидацию свободного доступа коммерческим банкам к кредитным ресурсам НБГ. Сокращались все виды субсидирования из бюджета. Были отменены все виды ограничений на обменные операции с валютой для формирования свободного плавающего курса.

НБГ возобновил приостановленные торги на валютной бирже. Комплексная программа стабилизации и структурной перестройки с подробным планом на 1995 г. была завершена и одобрена законнодательными и исполнительными органами Грузии при поддержке Международного валютного фонда в ноябре 1994 г., а в декабре МВФ одобрил первый транш кредита по программе структурных преобразований (финансирование со стороны МВФ осуществлялось путем предоставления кредитов типа «стэндбай» и расширенного финансирования структурной перестройки). В рамках реализации программы был отменен контроль за ценами на молоко, медикаменты, электроэнергию, тарифами на пассажирском транспорте и т. д., за исключением субсидирования мер по поддержанию социальных цен на хлебопродукты и газ. Таким образом, государственные субсидии были сокращены с 21 % расходной части бюджета (или 10 % ВВП) в 1992 г. до 8,5 % в 1995 г. и представляли собой так называемые чистые кредиты на поддержание стабильных цен на природный газ и хлеб. А с лета 1996 г. были упразднены субсидии и на хлеб (за исключением компенсаций бюджетникам). По сравнению с сентябрем 1994 г. тарифы на газ и электроэнергию увеличились почти в 1000 и 600 раз соответственно. Цена на хлеб поднялась с 700 купонов до 200 тыс. купонов за килограмм. Правительственная антикризисная программа стала отправным моментом широкомасштабной экономической реформы. В соответствии с задачами реформы (в рамках президентской программы) был разработан индикативный план социально-экономического развития Грузии на период до 2000 г. Либерализация внешней торговли Грузии стала одним из первых шагов экономической реформы. Были отменены все нетарифные меры государственного регулирования экспорта и импорта, значительно смягчен режим налогообложения внешней торговли. Системные преобразования предусматривали осуществление организационно-правовой реформы, создание правовых механизмов, регулирующих вопросы приватизации и акционирования, хозяйственную деятельность субъектов рынка, соблюдение норм договорного права, вопросы банкротства и т. п. Реформа потребовала нового законодательства, необходимого для создания основ рыночной экономики. Разработанная правительством Грузии программа предусматривала создание законодательной основы рыночных отношений, в первую очередь для осуществление задачи трансформации собственности (приватизации), так как правительство Грузии уделяло ей особое внимание. В соответствии с намеченной программой, наряду с законами, непосредственно касающимися приватизации государственной собственности, собственности на сельскохозяйственные угодья, был принят ряд законов и других нормативных актов, необходимых для формирования рыночной инфраструктуры, в частности, о предпринимательстве, монопольной деятельности и конкуренции, поддержке инвестиционной деятельности, аренде и арендных отношениях, недрах, защите прав потребителей и т. д. Были приняты новые налоговый и таможенный кодексы. А правовой основой приватизации стал закон, принятый Верховным Советом Республики Грузия 9 августа 1991 г. «О приватизации государственных предприятий в Республике Грузия», а также ряд подзаконных актов (постановлений правительства), принятых в соответствии с законом, таких как: «О некоторых мероприятиях по обеспечению процесса приватизации», «О некоторых мероприятиях демонополизации хозяйственной деятельности», «Об утверждении устава приватизации государственных предприятий в Республике Грузия», «Об утверждении устава и правилах использования постановлений», «Об утверждении временного устава ценных бумаг», «О переоценке основных фондов национального хозяйства Республики Грузия». Об особом внимании руководства Грузии к этому процессу говорит указ президента Грузии от 29 мая 1994 г. «О упорядочении и ускорении процесса приватизации». В общей сложности в области приватизации было принято порядка 10 постановлений парламента и 20 нормативных документов по указам и распоряжениям президента.

Государственная программа приватизации государственных предприятий была одобрена правительством Грузии 11 августа 1992 г. и ее исполнение было возложено на Министерство по управлению государственным имуществом. В программе были определены цели и задачи приватизации, а также льготы и ограничения. Она была составлена с учетом рекомендаций МВФ, Мирового банка и соответствующих комиссий ЕС. Согласно программе приватизации, большая часть государственной собственности должна была преобразоваться в акционерную через систему приватизационных карточек (ваучеров). В ходе первого этапа приватизации такие карточки были получены 84 % населения и было использовано 95 % их количества. При этом 80 % акций приватизируемых предприятий, приобретаемых на ваучеры, пришлось на резидентов Грузии, остальные 20 % — на иностранных инвесторов [3]. Почти все программы «малой приватизации» были выполнены к 1999 г. В частную собственность перешло около 10 тыс. малых и средних государственных объектов, в том числе около 8000 объектов торговли и бытового обслуживания, 214 — объектов промышленности, около 300 — сельского хозяйства, более 220 — строительства, 505 — здравоохранения. Приватизация затронула и такие социально значимые для Грузии объекты, как хлебопекарни (порядка 90 % их количества). Более сложным оказался процесс акционирования средних и крупных предприятий. Со второй половины 1997 г. правительство приступило к его ускорению в соответствии с программой МВФ по поддержке структурных преобразований в Грузии3. И уже к концу 1998 г. в акционерную форму были преобразованы около 1100 предприятий, более половины которых — промышленные, около 10 % — транспортные, 6 % — торговые. У свыше чем 8 тыс. образованных АО в частные руки был передан 51 % акций предприятия, а у еще 600 — более 70 % акций. Согласно условию финансирования Мировым банком мероприятий по приватизации в Грузии, продажа основных пакетов акций крупных предприятий должна была осуществляться на международных тендерах для привлечения иностранного капитала в экономику страны. Таким образом, в 1997 г. иностранным инвесторам были проданы недостроенный пивной завод в Тбилиси, завод стеклотары «Мина», АО «Багратиони». Помимо этого иностранный капитал участвовал в приватизации 17 чаеперерабатывающих фабрик, а также предприятий нефтепереработки, пекарен, гостиниц и т. д.

Для ускорения процесса приватизации правительство Грузии использовало такую форму разгосударствления, как проведение специальных аукционов на условиях нулевой начальной стоимости, на которых предлагались остатки пакетов акций. Так, в июне 1997 г. НБГ и другие уполномоченные банки проводили такой аукцион и продали акции всех предложенных предприятий. В итоге почти четверть от общего количества выпущенных акций была реализована посредством специальных аукционов и передана трудовым коллективам (либо бесплатно, либо со скидкой). На такие аукционы было предложено и полностью реализовано 64 млн акций 273 акционерных обществ с номинальной стоимостью 120 млн лари (порядка 92 млн дол.). Общая сумма продажи составила 5,4 млн лари (4,15 млн дол.) плюс сумма в 28 млн лари (21,5 млн дол.), которая представляла собой задолженность предложенных предприятий и которую покупатели обязались погасить. Процесс приватизации затронул и такую стратегическую отрасль экономики, как энергетика. Планом приватизации электроэнергетической отрасли предусматривалась приватизация 19 и аренда 8 малых ГЭС. Крупные электростанции должны были остаться в государственной собственности. Был принят закон, регулирующий взаимоотношения правительства с энергетическими компаниями, с целью создания конкуренции на рынке производства и распределения энергии В соответствии с указом президента с июня 1997 г. была начата реструктуризация энергетического сектора — создание независимых систем (генерации, передачи и распределения). Была также создана регулировочная комиссия электроэнергетики Грузии, на которую возложили задачу по формированию тарифов на электроэнергию. Указом президента был утвержден «План приватизации электроэнергетического сектора», который предусматривал продажу государственных пакетов акций на конкурсной основе. По решению коллегии Министерства по управлению государственным имуществом была осуществлена приватизация в банковском секторе. По специальному указу президента были созданы такие акционерные банки, как «Агробанк», «Банк Грузии» (на месте упраздненного «Бинсоцбанка»), «Эксимбанк», «Новый грузинский банк» (бывший «Сбербанк»), «Индустрия банк». Трудовым коллективам банков часть акций из государственного пакета была продана с 20 %ной скидкой. До начала системных преобразований в Грузии ее сельское хозяйство насчитывало 740 колхозов и 601 совхоз. Реформа сельского хозяйства в первую очередь предусматривала осуществление рыночных преобразований: введение частной собственности на землю и реформирование системы отношений в сельском хозяйстве. Для реализации этой задачи парламент Грузии принял законы: о собственности на землю сельскохозяйственного назначения, о регистрации земель, а также ряд других нормативных актов. В результате реализации плана по приватизации все колхозы и совхозы были реорганизованы в 390 сельскохозяйственных кооперативов, около 80 акционерных обществ и более 50 государственных хозяйств. В процессе реформы 715 тыс. га сельскохозяйственных угодий Грузии было бесплатно и без всяких условий передано в частную собственность. А на основании принятого парламентом Грузии закона об аренде земель сельскохозяйственного назначения физическими и юридическими лицами в аренду было передано более 300 тыс. га. Однако помимо реформы внутри данного сектора для формирования полноценного земельного рынка необходима соответствующая инфраструктура. Например, слабая кредитная система, ограниченность ресурсов неспособны обеспечить нормальное развитие этого сектора. В результате реформы уже в 1996 г. доля частного сектора в общем производстве сельскохозяйственной продукции составила более 90 %. При производстве отдельных ее видов доля частного сектора сохраняет приблизительно те же пропорции. Так, в производстве зерновых она равна 80 %, винограда — 80 %, плодов и овощей — 94 %, мяса и молока — 95 %. Второй этап реформы сельского хозяйства был нацелен на укрупнение хозяйств за счет слияний и формирования эффективной инфраструктуры производства. Процесс реформирования торговли был практически завершен в 1996 г. Структура розничного товарооборота приобрела следующий вид: доля государственного сектора в его общем объеме сократилась до 16 %, а частного сектора выросла до 79 % (5 % составила потребительская кооперация). Осуществлялся процесс трансформации собственности и в социальной сфере. Была реформирована система здравоохранения и осуществлена программа по преобразованию системы образования.

Высокие темпы сокращения ВВП в период кризиса сменились по итогам 1995 г. приростом его объема на 3,3 %. В последующие годы тенденция к росту стала проявляться еще более явно: в 1996 г. по сравнению с 1995 г. ВВП Грузии увеличился на 43,5 %, а в 1997 г. по сравнению с предыдущим годом он вырос еще на 11 %. Оживление экономики дало дополнительные рабочие места — было принято на работу порядка 200 тыс. человек. При этом в 1996 г. уровень инфляции в среднем за месяц был равен 0,5 %, а в целом за весь год не превысил 13,5 % (см. табл. 3). В то же время, несмотря на рост экспорта, дефицит платежного баланса страны сокращался более медленно. В 1996 г. он уменьшился на 18,7 %, а уже в 1997 г. — лишь на 1 %. Относительно медленно уменьшался и отрицательный торговый баланс Грузии (по итогам 1996 г. его дефицит составил более 313 млн дол.).

Экономическая активность в народном хозяйстве Грузии более всего сохранилась и стала расти прежде всего в сельском хозяйстве, которое в ответ на резкое повышение цен на продовольствие, и прежде всего — на хлеб (в 400 раз в сентябре-декабре 1994 г.), стало наращивать производство зерновых. В 1995 г. уже почти 80 % от объема произведенной сельскохозяйственной продукции приходилось на частные хозяйства. Это означало, что административный контроль за количеством и номенклатурой производимых продуктов был ослаблен, что дало производителям, торговцам-посредникам большую свободу и возможности использовать либерализацию цен, торговли и валютного обмена. Так, весной 1995 г. посевные площади под зерновые были увеличены на 15-20 %, а посевы подсолнечника, картофеля и овощей выросли более чем в 2 раза. Эта тенденция сохранилась и в 1996 г. Несмотря на недостаток финансирования, удобрений, семян и топлива, а также небольшую засуху, объем продукции сельского хозяйства в 1995 г. вырос на 18 % по сравнению с предыдущим годом, что и определило прирост ВВП. Несмотря на неблагоприятные погодные условия производство зерновых, овощей, картофеля и молока выросло в 1,5 раза, мяса — с 400 тыс. до 530 тыс. т. Стало увеличиваться поголовье скота [7]. Отмечался рост производства в пищевой и перерабатывающей промышленности. За 5 лет производство ликероводочных изделий увеличилось в 6,5 раза, в 4,2 раза — безалкогольных напитков, в 5,5 раза — минеральных вод. Намечается восстановление чайной промышленности Грузии. За период кризиса она фактически перестала существовать. За 10 лет произошло общее одичание и просто уничтожение части чайных плантаций (и это еще продолжается). Указ президента Грузии от 1996 г. был направлен на восстановление отрасли. Правительству удалось привлечь к этому иностранный капитал5. В результате производство черного байхового и зеленого чая за 4 года увеличилось на 3,4 тыс. т, составив в общем около 11 тыс. т.

Вместе с тем реформа сельского хозяйства не привела к ожидаемому росту его эффективности. Грузинские специалисты в 1998 г. провели сравнение результатов деятельности частных фермерских и сохранившихся нереорганизованных хозяйств. Оно не показало какихлибо существенных различий между ними. Более того, в результате реорганизации была упразднена большая часть структуры управления сельским хозяйством страны без создания альтернативной организующей инфраструктуры. Возникновение массы частных собственников привело к дроблению и измельчению земельных наделов хозяйств, к натурализации их деятельности. Число таких мелкоконтурных земельных участков в Грузии достигает 4 млн (площадь такого участка в среднем равна 0,2 га). На одного собственника в среднем приходится около 4 участков, которые часто удалены друг от друга на значительные расстояния. Хотя в Грузии уже созданы «Союз землевладельцев и фермеров», «Ассоциация местных хозяйственников» и еще 13 подобных организаций, насчитывающих порядка 20 тыс. членов, их деятельность находится в стадии становления и основная масса фермерских хозяйств в стране действует разрозненно [9]. Следствием раздробленности стало снижение материально-технического и финансового обеспечения фермерского хозяйства. По расчетам грузинских экспертов, энерговооруженность одного занятого в мелком хозяйстве (0,7 — 1,5 га земельной площади) равна 2,4 л. с. (механические двигатели, включая грузовые машины), в средних хозяйствах (25-35 га) — 7,3 л. с. и в крупных (свыше 50 га) — 5,8 л. с. А в условиях Грузии нормальная энерговооруженность одного занятого должна быть не менее 35-42 л. с. Следует отметить, что начальный этап экономического оживления в Грузии характеризовался, во-первых, относительно высокой интенсивностью ручного труда в мелких производствах при высокой степени мотивации и практическом отсутствии роста капиталовооруженности труда. Национальная банковская система была не в состоянии удовлетворить запросы производства. Несмотря на то что гиперинфляция была остановлена, банковская ставка процента на кредиты в национальной валюте в коммерческих банках все еще оставалась достаточно высокой. В начале 1995 г. она составляла порядка 100 % в год и к середине 1996 г. оставалась еще на уровне 60 % в год. Такая ставка была в какой-то степени следствием неэффективности и финансовой слабости коммерческих банков. Необходимые для производства средства приходилось довольно часто собирать в рамках семейных кланов. В этих условиях возлагаются надежды на программы помощи и кредиты для фермерских хозяйств от Всемирного банка и Международного фонда развития сельского хозяйства. В Грузии созданы и действуют 165 кредитных союзов. Дополнительно создается еще пять таких союзов в рамках программы ТАСИС. А правительство Франции и для беженцев из Абхазии и Южной Осетии финансирует еще 30 кредитных союзов [10]. Вслед за сельским хозяйством стали расти объемы предложения сферы услуг (гостиницы), общественного питания (небольшие рестораны и кафе), оборота розничной торговли, объема транспортных перевозок и строительства индивидуального жилья. Экономический рост в Грузии сохранялся до августа 1998 г., когда финансовый кризис в большинстве стран СНГ (прежде всего в России) оказал на ее экономику свое отрицательное воздействие. Во второй половине этого года отмечалось фактическое сокращение ВВП, хотя в целом за год он вырос на 2,9 %, что гораздо ниже двух предыдущих лет и официальных прогнозов. Динамика показателей производства была неравномерной в течение года, и по его конечным результатам было зафиксировано снижение объемов производства в промышленности на 2,7 % и в сельском хозяйстве — на 8 % по сравнению с предыдущим годом.

К 2000 г. производство промышленной продукции выросло, по официальным данным, почти до 1 млрд дол. (по сравнению с 422 млн дол. в 1995 г.). Такой рост производства промышленной продукции можно было бы объяснить низким исходным уровнем загрузки предприятий, сумевших выжить в новых условиях. Но и в этом случае трудно объяснить быстрый рост всех официальных экономических показателей, который последовал практически сразу же за финансовой стабилизацией. Практика других стран показывает, что аналогичные темпы экономического роста наступали, как правило, приблизительно через 2 года после достижения финансовой стабилизации. Кроме того, зарубежные эксперты6 считают большинство официальных грузинских статистических данных по экономике ненадежным источником информации. Тем не менее официальная статистика за 2000 г. показывает, что экономика Грузии продолжала расти, хотя в середине года и отмечался временный спад. Наиболее значительно вырос объем железнодорожных транспортных перевозок: на 36 % за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако такой прирост был более связан с ростом доли транзитных грузов, чем с увеличением внутренней деловой активности. Официальные данные за 2000 г. по динамике производства скорее всего не вполне соответствуют действительности, так как сильная засуха в Кахетии несомненно вызвала сокращение производства сельскохозяйственной продукции, а данные о масштабах спада отсутствуют. Доходы Грузии от экспорта, так же преувеличенные, в несколько раз уступают по своему объему денежным переводам трудовых эмигрантов из-за границы (прежде всего из России). Переводы из России доходов 650 тыс. эмигрантов, по оценкам грузинских экспертов, составляют до 2 млрд дол. ежегодно7. Правительству не удалось снизить остроту переживаемого страной энергетического кризиса, хотя оно и пыталось решить энергетические проблемы страны, направив на реабилитацию электроэнергетики и нефтедобывающей промышленности значительные средства (за счет долгосрочных иностранных кредитов). Несмотря на в целом положительные официальные показатели развития экономики страны, которых добилась Грузия с начала реализации антикризисной программы правительства, потенциальные возможности реформы в ходе первого этапа были использованы все же не в полной мере. Довольно сложной остается ситуация в сфере занятости. На формирование рынка туда в Грузии оказывает влияние такой негативный фактор, как значительное снижение за время кризиса цены рабочей силы, которая значительно отстает от ее стоимости. Этот момент уже вынудил около 1 млн граждан Грузии покинуть страну в поисках заработка. Даже официальная статистика указывает на значительное отличие в доходах обеспеченного слоя от доходов беднейших групп населения (80 % населения получает 30 % от общего объема доходов, тогда как на остальные 20 % приходится 70 %). Достаточно высоким является и уровень безработицы — порядка 20 % (а по некоторым оценкам, он превышает 30 %) тыс.

Все еще недостаточными остаются возможности кредитнофинансовой системы Грузии. Потенциал развития коммерческих банков по привлечению вкладов и предоставлению кредитов серьезно ограничен, хотя меры, предпринятые НБГ в последние годы, несколько оздоровили банковский сектор Грузии. Как и в других странах, находящихся в стадии реформы, банковский сектор Грузии все еще не способен внести сколько-нибудь значительного вклада в процесс финансового посредничества. Несмотря на заметное улучшение условий для банковской деятельности, объем кредитов, предоставляемых банками, остается незначительным ввиду высокого кредитного риска и отсутствия объектов для надежных инвестиций. Достигнутая стабилизация создает благоприятные условия для экономического развития страны. И этот процесс будет продолжаться постепенно, эволюционно. Безусловно, что такие проекты, как строительство Евразийского транснационального коридора, проведение нефтепровода по территории Грузии, а также гуманитарная помощь, будут оказывать позитивное влияние на темпы роста экономики. На ближайшую перспективу перед Грузией стоят задачи ускорения процесса структурных изменений в экономике, решения проблемы рационального энергопотребления и внедрения энергосберегающих технологий, повышения уровня жизни населения в основном за счет собственного производства. Правительство Грузии уже разработало и утвердило программу развития промышленности на 5-7 лет, которая должна заложить фундамент для дальнейшего экономического роста страны и упрочить стабильность ее финансовой системы. Государство не снимает с себя ответственности и в отношении развития частного сектора. Помощь частным промышленным компаниям будет важным элементом экономической политики правительства. Однако при этом государство не намерено использовать такие формы стимулирования, как предоставление прямых субсидий и дешевых кредитов; ограничение ввоза импортируемых товаров; использование налоговых поощрений по отношению к отдельным предприятиям. Запланировано использование таких форм оказания помощи, как: создание благоприятной законодательной среды для производственной активности; защита интересов грузинских предприятий на международном рынке (от неправомочных ограничений других стран, для чего будет использован статус Грузии как члена Всемирной торговой организации); привлечение финансовых ресурсов международных организаций; консультативное содействие предприятиям; осуществление программ подготовки и переподготовки менеджеров. Вместе с этим на современном этапе в Грузии пока еще сохраняются следующие острые, нерешенные экономические проблемы: инвестиционный кризис; массовый характер неплатежей; чрезмерный рост внешнего долга8; увеличение масштабов коррупции и теневой экономики; ухудшение платежного баланса; высокий уровень безработицы; денежное обращение вне банковской сферы; покрытие большей доли бюджетного дефицита за счет внешнего долга; несовершенство налоговой системы; нестабильность правовой базы. Таким образом, еще рано говорить о завершении структурных реформ грузинской экономики.

После «революции роз» в 2003 году Грузия осуществила масштабные реформы, призванные улучшить деловую среду и добиться высоких темпов роста. Однако в том, что касается экономической и социальной устойчивости, качество экономического роста остается низким. Так, этот рост не связан ни с инновациями и инвестициями в высокотехнологичные отрасли промышленности, ни с расширением масштабов деятельности малых и средних предприятий, ни с ростом числа рабочих мест и равенства и справедливости в распределении доходов, ни с сокращением бедности. Хотя улучшение делового климата привело к росту валового объема производства, рост этот в Грузии был связан, главным образом, с поглощением избыточной ликвидности и кредитной экспансией, а также с иностранными инвестициями, главным образом в не ориентированные на экспорт отрасли. Низкое качество роста означает, что его будет очень трудно поддерживать в будущем, особенно когда процесс приватизации и сопровождающий его приток капиталов закончится.[1][2][3]

В сентябре 2008 года доктор экономических наук[4] Владимир Хомерики писал:[5]
Экономика Грузии сегодня находится в крайне плачевном состоянии, поскольку она в основном живет на подачки (кредиты), который берет режим Саакашвили, и который ложится тяжелым бременем на сам грузинский народ и на будущие поколения грузин. Причем большие части кредитов режим Саакашвили попросту разворовывает, а народу достаются крохи. Что касается помощи Запада, то рынок для грузинской продукции там закрыт, поскольку конкуренция у них и так неимоверная, и никому дополнительные конкуренты не нужны. Традиционный рынок для грузинской продукции — рынок постсоветского пространства, в большей части это Россия, но сегодня (из-за непродуманных действий) режима Саакашвили рынок алкогольной продукции, рынок вин и минеральных вод, рынок сельхозпродукции закрыты. Общее производство в Грузии стагнирует, сельское хозяйство находится в крайнем упадке, народ начал сажать кукурузу, для того, чтобы как-то прокормиться и выжить. <...> Вероятность экономического коллапса в Грузии очень велика: роста производства практически нет, долги растут, а отдавать их нечем.

[править] Примечания

  1. Берулава Д. Конкурентоспособность человеческих ресурсов: опыт Грузии // CA&CC Press, 2010 [1]
  2. CA&CC Press® AB // Ca-c.org
  3. [2]
  4. http://rusk.ru/newsdata.php?idar=172454
  5. 1 октября — День старшего поколения // Вестник Героев, № 12, 7/8/9, 2008 — стр 9


Экономика Грузии
История  Грузинская ССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009) • 2010-е годы (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019) • 2020-е годы (2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029)
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительствоТранспортное строительство
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Речной) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Мобильная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  Банковская системаФондовый рынокСтрахованиеГосударственные финансыПриток капиталаВнутренний долгВнешний долг
Основные фонды  Коммерческие организацииНекоммерческие организацииФондоотдача
Инвестиции  Инвестиционный климатИностранные инвестиции
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт)
Доходы населения  Заработная платаПенсииСтипендии
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеРасходы на конечное потребление домохозяйствВаловое накопление основного капитала
Личные инструменты