Редактирование Алексей Леонидович Кудрин (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Налоговая реформа === {{main|Налоговая реформа в России (2000-е годы)}} Налоговая реформа, инициированная Алексеем Кудриным в 2000 году, оказала наибольшее влияние на всю последующую экономическую политику РФ в течение десятилетия и стала, по сути, каркасом для всех других содержательных изменений в большинстве сфер, подконтрольных Кремлю и Белому дому. Технически именно она предопределила и появление дела ЮКОСа в 2003 году, и «нефтяное изобилие» 2007—2008 годов, и неожиданно быстрое восстановление экономики после кризиса 2008—2010 годов. Ключевые моменты реформы — введение системы экспортных пошлин и НДПИ для нефтяных компаний (в случае с «Газпромом» движение по этому пути удалось начать лишь в 2011 году), усиление налогового администрирования, ликвидация «внутренних офшоров», перераспределение доходов от региональных бюджетов к федеральному и «налоговая централизация». Налоговая реформа, плюсы и минусы которой определили большую часть характерных черт «эпохи президента Путина», позволила в 2007—2009 годах резко нарастить объемы социальных расходов и начать второй раунд обсуждения реформы системы здравоохранения и пенсионной реформы — инициативы 2002—2003 годов в этой области были неудачными и не имели финансовой базы.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469 Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина][http://www.peeep.us/8aa4b8cb] // [[Коммерсантъ]]</ref> Налоговые реформы Алексея Кудрина начались с пересмотра налогообложения «нефтянки». В октябре 2000 года Кудрин возглавил комиссию Белого дома по защитным мерам во внешней торговле (основная ее задача в то время — корректировка экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты). В декабре того же года он подготовил доклад о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Минэкономики, которым было поручено разобраться с налогообложением в отрасли. Предваряя доклад, в ноябре 2000 года Алексей Кудрин объявил о том, что «результаты проверки нефтяных компаний выявили масштабное сокрытие их прибыли». Немедленных претензий никому предъявлено не было — но в 2003—2004 годах на базе этих исследований Минфин подготовил ряд поправок к Налоговому кодексу (НК), повысив экспортные пошлины на нефть и НДПИ. Материалы Минфина также использовались для формулировки налоговых претензий к ЮКОСу. Параллельно финансовое ведомство вело атаку на местные налоговые льготы: в ноябре 2003-го Алексей Кудрин предложил Госдуме с 1 января 2004 года упразднить действие чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Этим «внутренним офшором», по данным Минфина, пользовались ЮКОС, «Сибнефть» и десятки компаний помельче, сэкономившие на этом в 2002 году $1,5 млрд налога на прибыль. Госдума удовлетворила предложение без возражений.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469 Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина][http://www.peeep.us/8aa4b8cb] // [[Коммерсантъ]]</ref> В марте 2003-го Минфин представил, а правительство одобрило план новой налоговой реформы на 2003—2005 годы. Этому решению предшествовал длительный и публичный конфликт между Алексеем Кудриным и тогдашним премьером Михаилом Касьяновым — последний утверждал, что представленные Минфином предложения о снижении ставки НДС на 2 % «нельзя признать налоговой реформой». Касьянов обвинял Кудрина в том, что правительство с декабря ждет от Минфина предложений по этой реформе, а финансовое ведомство так и не может решить, какой налог надо снижать в первую очередь — НДС или ЕСН. Суть предложений Минфина заключалась в снижении базовой ставки НДС с 20 % до 18 % с сохранением льготной 10-процентной ставки для ряда товаров (100 млрд руб., или 0,7 % ВВП выпадающих доходов бюджета). Упрощение возврата НДС при капстроительстве снижало налоговую нагрузку еще на 60 млрд руб., или на 0,4 % ВВП, отмена налога с продаж, которую правительство уже утвердило,— на 0,4 % ВВП, другие решения — еще на 0,5 % ВВП. В сумме это давало требуемые 2 % ВВП снижения налоговой нагрузки на экономику. Михаилу Касьянову пришлось согласиться с таким вариантом — в первоначальных бюджетных расчетах реформа была бы обеспечена твердым рублем только на 0,46 % ВВП. Тогда же было запланировано, что в 2005 году единый социальный налог должен быть снижен с 36,5 % до 26 % (с сохранением регрессивной шкалы).<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469 Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина][http://www.peeep.us/8aa4b8cb] // [[Коммерсантъ]]</ref> Планировалось и снижение в 2006 году НДС до 16 % (с ликвидацией всех льгот) — но этого так никогда и не произошло. В апреле 2004 года правительство завершило налоговую реформу, одобрив законопроектами поправки к Налоговому кодексу. Снижение налогов было компенсировано ростом налоговой нагрузки на нефтяную отрасль — ростом экспортных пошлин и НДПИ. По расчетам Минфина в 2004 году, фискальный нажим был усилен прежде всего на восемь крупнейших нефтяных компаний, добывающих 80 % всей нефти. По расчетам Минфина, «сверхприбыль» нефтяных компаний (то, что изымалось у них в бюджет) в 2004—2005 годах должна была составить $5 млрд.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469 Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина][http://www.peeep.us/8aa4b8cb] // [[Коммерсантъ]]</ref> Отметим, что аналогичное повышение налогового бремени для «Газпрома», которое в 2006—2011 годах Алексей Кудрин пытался увязать с решением различных финансовых проблем правительства (в том числе и с возможным снижением НДС в 2006-м), ему удалось согласовать с правительством Владимира Путина только перед самой отставкой и под угрозой дисбаланса предвыборного бюджета 2012 года.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469 Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина][http://www.peeep.us/8aa4b8cb] // [[Коммерсантъ]]</ref> В марте 2005 года под давлением Алексея Кудрина правительство Михаила Фрадкова полностью отказалось от идеи снизить с 1 января 2006 года НДС с 18 % до 13 %. Взамен Минфином и МЭРТ предложена оптимизация администрирования НДС и налога на прибыль. 14 марта 2005 года Алексей Кудрин пообещал «Ъ»: «Мы вернемся к вопросу о снижении налогов через три года», то есть в марте 2008 года. В марте 2008 года правительство Владимира Путина это обещание не выполнило, а Алексей Кудрин не напоминал. Тем не менее дискуссия о возможности снижения НДС до 13 % регулярно возобновлялась в правительстве весь 2006 год. И в начале 2007-го — вплоть до отставки Михаила Фрадкова с поста премьера. Идею снижения НДС в 2008 году пытался реанимировать президент Дмитрий Медведев, но она была тогда же окончательно похоронена Минфином в рамках дискуссии о пенсионной реформе и замене ЕСН страховыми взносами.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469 Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина][http://www.peeep.us/8aa4b8cb] // [[Коммерсантъ]]</ref> С тех пор Алексей Кудрин не допустил никакого снижения налогов вплоть до 2011 года. По его инициативе налоговая реформа трансформирована в совершенствование налогового администрирования. Этот процесс был начат в марте 2004 года — тогда должность руководителя свежесозданной Федеральной налоговой службы получил бывший глава петербургского управления МНС Анатолий Сердюков. Алексей Кудрин публично это назначение не лоббировал, но и не противился ему; бывший министр налогов и сборов Геннадий Букаев безрезультатно обращался к Алексею Кудрину за помощью в сохранении своего поста.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469 Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина][http://www.peeep.us/8aa4b8cb] // [[Коммерсантъ]]</ref> Продолжение налоговой реформы планируется и на 2012 год. Еще в конце 2006 — начале 2007 года Минфин подготовил первый вариант законопроекта о трансфертном ценообразовании, жесткость которого не вызвала поддержки даже у ФНС: ведомство намеревалось поручить налоговикам контролировать все сделки между взаимозависимыми лицами внутри страны на сумму свыше 100 млн руб., а также определенные категории внешнеторговых операций. Закон был принят только в июле 2011 года. Одновременно Минфином подготовлены дополнения в Налоговый кодекс, вводящие понятие «консолидированная группа налогоплательщиков». По нему новые, более жесткие правила доначисления налогов из-за использования нерыночных цен не будут распространяться на так называемых консолидированных налогоплательщиков. Минфин специально подчеркивал, что критерии сознательно определены таким образом, чтобы в первые три года действия закона консолидацией смогли воспользоваться не более 10-20 крупных структур.<ref>[http://www.kommersant.ru/doc/1789469 Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина][http://www.peeep.us/8aa4b8cb] // [[Коммерсантъ]]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы