Япония в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Внутренняя политика

В мае 1924 г. в Японии состоялись парламентские выборы. Победу одержала партия Кенсейкай (Общество конституционного правления), и лидер этой партии виконт Като возглавил новое правительство. В его кабинет вошли также представители других влиятельных парламентских партий.[1]

Като провел в марте 1925 г. избирательную реформу, увеличившую число избирателей в 4 раза (с 3 млн до 12 млн.). Однако эта реформа не предоставила права голоса женщинам, сохранила высокий возрастной ценз для активного и пассивного избирательного права (соответственно 25 и 30 лет), высокий ценз оседлости, крупные денежные взносы для выставляемых кандидатов.[2]

Коммунистическая партия Японии, распущенная в марте 1924 г., была восстановлена в конце 1926 г.[3]

В 1926 году была создана Рабоче-крестьянская партия (Родо номинто).[4]

В апреле 1927 г. к власти пришло правительство лидера партии Сэйюкай (Общество политических друзей) — генерала Танака.[5]

Рабоче-крестьянская партия получила на парламентских выборах в 1928 г. 200 тыс. голосов.[6]

В декабре 1931 г. кабинет Р.Вакацуки в Токио пал. К власти пришло правительство Цуеси Инукаи.[7]

В мае 1932 года премьер-министр Японии Цуеси Инукаи был убит в Токио во время путча, организованного экстремистски настроенными японскими офицерами.[8]

[править] Экономика

[править] Национальные счета

В 1927 г. в Японии разразился экономический кризис, охвативший главным образом сферу кредита и финансов и сопровождавшийся банкротством ряда концернов и промышленных предприятий.[9]

Япония начала экономический спурт в середине 1950-х годов.[10]

[править] Промышленность

В 1-й пол. 20 в. де­ше­виз­на со­пут­ст­во­ва­ла низ­ко­му ка­че­ст­ву и не­за­тей­ли­во­сти япон. экс­порт­ных то­ва­ров (гл. обр. тек­сти­ля и иг­ру­шек).[11]

Объем промышленной продукции в Японии в 1927 г. значительно уменьшился.[12]

За­ни­жен­ный (до 1971) курс ие­ны по от­но­ше­нию к дол­ла­ру США со­дей­ст­во­вал со­хра­не­нию за япон. промышленностью кон­ку­рент­но­го пре­иму­ще­ст­ва де­шё­вой ра­бо­чей си­лы.[13]

[править] Обрабатывающая промышленность

Валовая стоимость продукции обрабатывающей промышленности Японии в 1925 г. достигла уровня 1919 г.[14]

С сер. 1950-х гг., опи­ра­ясь на мас­со­вую за­куп­ку ли­цен­зий при по­сред­ни­че­ст­ве го­су­дар­ст­ва, япон. фир­мы ста­ли вы­хо­дить на ми­ро­вые рын­ки с вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ной бы­то­вой элек­тро­ни­кой и слож­ным пром. обо­ру­до­ва­ни­ем (рост сег­мен­та элек­тро­тех­ни­че­ского и транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния в струк­ту­ре П. за 1950-80 в Япо­нии — с 10,8 до 25,7 %).[15]

[править] Иностранные инвестиции

В 1956—1963 годах в Японии иностранные инвесторы обязывались вкладывать в японскую экономику полученную прибыль и выручку от продажи собственности на территории Японии.[16]

Япония осуществляла жёсткий государственный контроль прямых иностранных инвестиций вплоть до конца 1960-х годов.[17]

[править] Экспорт

Объем японского экспорта в 1924—1926 гг. достиг уровня 1919 г.[18]

[править] Вооружённые силы

Захват Маньчжурии подхлестнул общую милитаризацию Японии.[19]

[править] ВМФ

В 1933 г. Япония достигла верхнего потолка лимитов, обозначенных Вашингтонским договором, в то время, как США и Великобритания своих квот не выбрали.[20]

[править] Внешняя политика

27 июня — 7 июля 1927 г, в Токио состоялась под председательством Танака так называемая Восточная конференция, в которой участвовали представители министерства иностранных дел, военного и морского министерств и генеральных штабов. На конференции рассматривалась предложенная правительством программа «позитивных», то есть открыто агрессивных, действий в Китае (так называемые основы японской политики в Китае), В качестве ближайшей задачи провозглашался захват Северо-Восточного и Северного Китая, а также Монголии. Решения конференции легли в основу секретного меморандума Танака, содержавшего развернутый план агрессии и установления господства Японии в Юго-Восточной Азии и в бассейне Тихого океана.[21]

Во время мукденских событий 1931 года Лондон стремился избежать обострения отношений с Токио. Сходную линию проводила и Франция. С подачи обеих держав Совет Лиги обратился к Вашингтону с запросом относительно наличия или отсутствия у Соединенных Штатов намерения предъявить Японии обвинение в нарушении пакта Бриана-Келлога 1928 года (предусматривавшего отказ подписавших его стран использовать силу для решения международных споров). В ответ государственный секретарь США Генри Стимсон дал понять, что его страна не намерена принимать какие-либо меры против японской агрессии.[22]

В августе 1936 года в Токио был принят курс на установление безраздельного преобладания в Восточной Азии и странах Южных морей. В секретном решении кабинета указывалось, что мощь японского флота должна быть увеличена до степени, которая обеспечила бы ему превосходство над военно-морскими силами США в западной части Тихого океана. Фактически в 1936 г. произошел принципиальный поворот Токио к отказу от согласованного регулирования ситуации на Дальнем Востоке и решению вопросов японской внешней политики силовыми методами. В декабре 1936 г. японское правительство официально отказалось соблюдать Договор пяти держав о морских вооружениях.[23]

Выход Японии из этого договора и фактическое нарушение Японией Договора девяти держав о Китае предопределили разрушение Вашингтонского порядка в той мере, в какой Япония, один из его изначальных гарантов, встала на путь его слома. В регионе стали складываться два очага потенциальных крупных конфликтов — на юге между Японией, с одной стороны, и США и Великобританией, с другой; и на севере — между Японией и ее сателлитом Манчжоу-го, с одной стороны, и СССР, связанным военными обязательствами с Монголией, с другой.[24]

[править] Италия

3 декабря 1941 года японский посол в Риме обратился к Муссолини с официальной просьбой объявить войну Соединенным Штатам в соответствии с тройственным пактом, как только возникнет конфликт с Америкой. Посол выражал также желание заключить особое соглашение, исключающее сепаратный мир. Муссолини заявил, что с удовольствием пойдет на это, но предварительно посоветуется с Берлином.[25]

[править] Китай

В конце мая 1927 года японцы направили свои войска в провинцию Шаньдун, захватили Циндао и Цзинань.[26]

В апреле 1928 г. японские войска под предлогом «защиты жизненных интересов и собственности японских резидентов» снова вторглись в провинцию Шаньдун и оккупировали важнейшие стратегические пункты.[27]

[править] Лига Наций

Комиссия Литтона по расследованию событий в Маньчжурии по поручению Лиги Наций прибыла на место в апреле 1932 г., когда японские силы уже не только завершили оккупацию, но и успели создать структуры управления нового псевдо-государства Манчжоу-го. Работа по расследованию и сбору материала продолжалась в течение двух месяцев. В сентябре комиссия закончила составление доклада, который был опубликован в октябре 1932 г. Доклад и послужил основой для новой дискуссии по маньчжурским событиям в Лиге Наций. Комиссия пришла к выводу о том, что акции японской стороны 18 сентября 1931 г. были спланированной агрессией, а не действиями в целях самообороны. В докладе констатировалось, что Маньчжурия является территорией Китая и японо-китайский конфликт возник из-за того, что Япония в течение длительного времени осуществляла полицейские и административные функции в зоне, граничащей с принадлежавшей ей Южно-Маньчжурской железной дорогой (ЮМЖД). Отмечая успехи правительства в Нанкине в деле объединения страны, комиссия отвергла исходную концепцию японской стороны, в соответствии с которой Китай рассматривался как «дезорганизованное государство». Эта концепция не была признана достаточным оправданием для действий японских вооруженных сил. В докладе также указывалось, что Манчжоу-го является образованием, созданным по воле Японии, а не в результате движения местного населения за самоопределение Маньчжурии. Наконец, комиссия признала факт нарушения Японией международных договоров и Устава Лиги Наций вследствие захвата японскими войсками Маньчжурии и отделения ее от остальной части Китая.[28]

По сравнению с констатирующей частью рекомендации комиссии были осторожнее. В них не содержалось предложений о санкциях против Японии. Напротив, отмечалось, что конфликт не может быть решен простым восстановлением статус-кво. В докладе многократно подчеркивалось наличие у Японии «особых» интересов в Маньчжурии и указывалось на необходимость эти интересы обеспечить. При этом, правда, комиссия Литтона рекомендовала не признавать Манчжоу-го в качестве независимого государства, а предлагала созвать международную конференцию для определения нового статуса Маньчжурии как автономной единицы в составе Китая. Одновременно Маньчжурии предлагалось гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность посредством создания корпуса жандармерии с участием иностранных инструкторов. Иностранных советников предлагалось также назначить на должности при маньчжурском провинциальном правительства и в его финансовые структуры. Разрешение маньчжурского вопроса предлагалось на основе учета мнений всех заинтересованных государств, включая Китай, Японию, СССР и западные державы при соблюдении принципа «открытых дверей» в Китае. Таким образом, авторы доклада высказывались за «интернационализацию» проблемы Маньчжурии и установление над ней международного контроля.[29]

В ноябре 1932 г. в Женеве доклад Литтона был поставлен на обсуждение Совета Лиги. В ходе дискуссии японский представитель И. Мацуока выступил против принятия доклада за основу разрешения маньчжурского вопроса. Вопрос был передан на рассмотрение Ассамблеи Лиги Наций. Ее заседания началась в декабре. Многие малые страны готовы были поддержать предложения Китая о санкциях против Японии и настаивали на непризнании законности японских действий в Маньчжурии и легитимности режима Манчжоу-го. Однако Великобритания, Франция и Италия стремились умиротворить Японию, и их делегаты по сути дела вновь высказались за проведение при содействии Лиги Наций прямых переговоров Японии и Китая с целью разрешения конфликта. Эта позиция во многом совпадала с мнением самой японской стороны. Представитель Японии в Лиге угрожал, что в случае принятия Ассамблеей точки зрения малых стран, Япония выйдет из состава Лиги Наций. Ассамблея не пришла ни к какому решению, а доклад комиссии Литтона по инициативе британской стороны был передан для дальнейшего обсуждение в «комитет 19-ти», созданный в марте 1932 г. для наблюдения за развитием маньчжурского вопроса.[30]

Ужесточение позиции Лиги Наций к маньчжурскому вопросу произошло в начале 1933 г. в связи с новыми агрессивными акциями японских войск в Китае.[31]

Ассамблея Лиги Наций 24 февраля 1933 г. абсолютным большинством одобрила доклад комиссии Литтона. В резолюции признавались «особые права и интересы» Японии в Маньчжурии, однако захват Маньчжурии объявлялся незаконным, суверенитет Китая над маньчжурской территорией подтверждался, члены Лиги обязывались не признавать де-юре и де-факто Манчжоу-го, а Японии предлагалось вывести из Маньчжурии войска. В связи с принятием этого документа японский делегат заявил о невозможности сотрудничества японского правительства с Лигой и члены японской делегации покинули зал заседаний Ассамблеи. 27 марта 1933 г. японское правительство официально объявило о выходе Японии из Лиги Наций.[32]

[править] Россия

В течение мая-августа 1939 года японские войска удерживали участок оспариваемой монгольской территории. Но к концу августа 1939 г. в ходе тщательно подготовленной операции Красной Армии удалось практически полностью очистить захваченный район. Японская сторона потеряла около 61 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными и 660 самолетов. Советско-монгольские войска — свыше 18,5 тыс. человек убитыми и ранеными и 207 самолетов.[33]

[править] США

25 ноября 1941 года японская авианосная оперативная группа устремилась к Пёрл-Харбору.[34]

[править] Франция

В сентябре 1940 г. Япония захватила принадлежавший Франции северный Индокитай.[35]

[править] Примечания

  1. Всемирная история. Том IX
  2. Всемирная история. Том IX
  3. Всемирная история. Том IX
  4. Всемирная история. Том IX
  5. Всемирная история. Том IX
  6. Всемирная история. Том IX
  7. [1]
  8. [2]
  9. Всемирная история. Том IX
  10. Полтерович В. М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5 (47)
  11. Промышленность
  12. Всемирная история. Том IX
  13. Промышленность
  14. Всемирная история. Том IX
  15. Промышленность
  16. Полтерович В. М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5 (47)
  17. Полтерович В. М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5 (47)
  18. Всемирная история. Том IX
  19. [3]
  20. [4]
  21. Всемирная история. Том IX
  22. [5]
  23. [6]
  24. [7]
  25. [8]
  26. Всемирная история. Том IX
  27. Всемирная история. Том IX
  28. [9]
  29. [10]
  30. [11]
  31. [12]
  32. [13]
  33. [14]
  34. [15]
  35. [16]
Япония в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
Личные инструменты