Япония в XX веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Внутренняя политика
В мае 1924 г. в Японии состоялись парламентские выборы. Победу одержала партия Кенсейкай (Общество конституционного правления), и лидер этой партии виконт Като возглавил новое правительство. В его кабинет вошли также представители других влиятельных парламентских партий.[1]
Като провел в марте 1925 г. избирательную реформу, увеличившую число избирателей в 4 раза (с 3 млн до 12 млн.). Однако эта реформа не предоставила права голоса женщинам, сохранила высокий возрастной ценз для активного и пассивного избирательного права (соответственно 25 и 30 лет), высокий ценз оседлости, крупные денежные взносы для выставляемых кандидатов.[2]
Коммунистическая партия Японии, распущенная в марте 1924 г., была восстановлена в конце 1926 г.[3]
В 1926 году была создана Рабоче-крестьянская партия (Родо номинто).[4]
В апреле 1927 г. к власти пришло правительство лидера партии Сэйюкай (Общество политических друзей) — генерала Танака.[5]
Рабоче-крестьянская партия получила на парламентских выборах в 1928 г. 200 тыс. голосов.[6]
В декабре 1931 г. кабинет Р.Вакацуки в Токио пал. К власти пришло правительство Цуеси Инукаи.[7]
В мае 1932 года премьер-министр Японии Цуеси Инукаи был убит в Токио во время путча, организованного экстремистски настроенными японскими офицерами.[8]
[править] Экономика
[править] Национальные счета
В 1927 г. в Японии разразился экономический кризис, охвативший главным образом сферу кредита и финансов и сопровождавшийся банкротством ряда концернов и промышленных предприятий.[9]
Япония начала экономический спурт в середине 1950-х годов.[10]
[править] Промышленность
В 1-й пол. 20 в. дешевизна сопутствовала низкому качеству и незатейливости япон. экспортных товаров (гл. обр. текстиля и игрушек).[11]
Объем промышленной продукции в Японии в 1927 г. значительно уменьшился.[12]
Заниженный (до 1971) курс иены по отношению к доллару США содействовал сохранению за япон. промышленностью конкурентного преимущества дешёвой рабочей силы.[13]
[править] Обрабатывающая промышленность
Валовая стоимость продукции обрабатывающей промышленности Японии в 1925 г. достигла уровня 1919 г.[14]
С сер. 1950-х гг., опираясь на массовую закупку лицензий при посредничестве государства, япон. фирмы стали выходить на мировые рынки с высококачественной бытовой электроникой и сложным пром. оборудованием (рост сегмента электротехнического и транспортного машиностроения в структуре П. за 1950-80 в Японии — с 10,8 до 25,7 %).[15]
[править] Иностранные инвестиции
В 1956—1963 годах в Японии иностранные инвесторы обязывались вкладывать в японскую экономику полученную прибыль и выручку от продажи собственности на территории Японии.[16]
Япония осуществляла жёсткий государственный контроль прямых иностранных инвестиций вплоть до конца 1960-х годов.[17]
[править] Экспорт
Объем японского экспорта в 1924—1926 гг. достиг уровня 1919 г.[18]
[править] Вооружённые силы
Захват Маньчжурии подхлестнул общую милитаризацию Японии.[19]
[править] ВМФ
В 1933 г. Япония достигла верхнего потолка лимитов, обозначенных Вашингтонским договором, в то время, как США и Великобритания своих квот не выбрали.[20]
[править] Внешняя политика
27 июня — 7 июля 1927 г, в Токио состоялась под председательством Танака так называемая Восточная конференция, в которой участвовали представители министерства иностранных дел, военного и морского министерств и генеральных штабов. На конференции рассматривалась предложенная правительством программа «позитивных», то есть открыто агрессивных, действий в Китае (так называемые основы японской политики в Китае), В качестве ближайшей задачи провозглашался захват Северо-Восточного и Северного Китая, а также Монголии. Решения конференции легли в основу секретного меморандума Танака, содержавшего развернутый план агрессии и установления господства Японии в Юго-Восточной Азии и в бассейне Тихого океана.[21]
Во время мукденских событий 1931 года Лондон стремился избежать обострения отношений с Токио. Сходную линию проводила и Франция. С подачи обеих держав Совет Лиги обратился к Вашингтону с запросом относительно наличия или отсутствия у Соединенных Штатов намерения предъявить Японии обвинение в нарушении пакта Бриана-Келлога 1928 года (предусматривавшего отказ подписавших его стран использовать силу для решения международных споров). В ответ государственный секретарь США Генри Стимсон дал понять, что его страна не намерена принимать какие-либо меры против японской агрессии.[22]
В августе 1936 года в Токио был принят курс на установление безраздельного преобладания в Восточной Азии и странах Южных морей. В секретном решении кабинета указывалось, что мощь японского флота должна быть увеличена до степени, которая обеспечила бы ему превосходство над военно-морскими силами США в западной части Тихого океана. Фактически в 1936 г. произошел принципиальный поворот Токио к отказу от согласованного регулирования ситуации на Дальнем Востоке и решению вопросов японской внешней политики силовыми методами. В декабре 1936 г. японское правительство официально отказалось соблюдать Договор пяти держав о морских вооружениях.[23]
Выход Японии из этого договора и фактическое нарушение Японией Договора девяти держав о Китае предопределили разрушение Вашингтонского порядка в той мере, в какой Япония, один из его изначальных гарантов, встала на путь его слома. В регионе стали складываться два очага потенциальных крупных конфликтов — на юге между Японией, с одной стороны, и США и Великобританией, с другой; и на севере — между Японией и ее сателлитом Манчжоу-го, с одной стороны, и СССР, связанным военными обязательствами с Монголией, с другой.[24]
[править] Италия
3 декабря 1941 года японский посол в Риме обратился к Муссолини с официальной просьбой объявить войну Соединенным Штатам в соответствии с тройственным пактом, как только возникнет конфликт с Америкой. Посол выражал также желание заключить особое соглашение, исключающее сепаратный мир. Муссолини заявил, что с удовольствием пойдет на это, но предварительно посоветуется с Берлином.[25]
[править] Китай
В конце мая 1927 года японцы направили свои войска в провинцию Шаньдун, захватили Циндао и Цзинань.[26]
В апреле 1928 г. японские войска под предлогом «защиты жизненных интересов и собственности японских резидентов» снова вторглись в провинцию Шаньдун и оккупировали важнейшие стратегические пункты.[27]
[править] Лига Наций
Комиссия Литтона по расследованию событий в Маньчжурии по поручению Лиги Наций прибыла на место в апреле 1932 г., когда японские силы уже не только завершили оккупацию, но и успели создать структуры управления нового псевдо-государства Манчжоу-го. Работа по расследованию и сбору материала продолжалась в течение двух месяцев. В сентябре комиссия закончила составление доклада, который был опубликован в октябре 1932 г. Доклад и послужил основой для новой дискуссии по маньчжурским событиям в Лиге Наций. Комиссия пришла к выводу о том, что акции японской стороны 18 сентября 1931 г. были спланированной агрессией, а не действиями в целях самообороны. В докладе констатировалось, что Маньчжурия является территорией Китая и японо-китайский конфликт возник из-за того, что Япония в течение длительного времени осуществляла полицейские и административные функции в зоне, граничащей с принадлежавшей ей Южно-Маньчжурской железной дорогой (ЮМЖД). Отмечая успехи правительства в Нанкине в деле объединения страны, комиссия отвергла исходную концепцию японской стороны, в соответствии с которой Китай рассматривался как «дезорганизованное государство». Эта концепция не была признана достаточным оправданием для действий японских вооруженных сил. В докладе также указывалось, что Манчжоу-го является образованием, созданным по воле Японии, а не в результате движения местного населения за самоопределение Маньчжурии. Наконец, комиссия признала факт нарушения Японией международных договоров и Устава Лиги Наций вследствие захвата японскими войсками Маньчжурии и отделения ее от остальной части Китая.[28]
По сравнению с констатирующей частью рекомендации комиссии были осторожнее. В них не содержалось предложений о санкциях против Японии. Напротив, отмечалось, что конфликт не может быть решен простым восстановлением статус-кво. В докладе многократно подчеркивалось наличие у Японии «особых» интересов в Маньчжурии и указывалось на необходимость эти интересы обеспечить. При этом, правда, комиссия Литтона рекомендовала не признавать Манчжоу-го в качестве независимого государства, а предлагала созвать международную конференцию для определения нового статуса Маньчжурии как автономной единицы в составе Китая. Одновременно Маньчжурии предлагалось гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность посредством создания корпуса жандармерии с участием иностранных инструкторов. Иностранных советников предлагалось также назначить на должности при маньчжурском провинциальном правительства и в его финансовые структуры. Разрешение маньчжурского вопроса предлагалось на основе учета мнений всех заинтересованных государств, включая Китай, Японию, СССР и западные державы при соблюдении принципа «открытых дверей» в Китае. Таким образом, авторы доклада высказывались за «интернационализацию» проблемы Маньчжурии и установление над ней международного контроля.[29]
В ноябре 1932 г. в Женеве доклад Литтона был поставлен на обсуждение Совета Лиги. В ходе дискуссии японский представитель И. Мацуока выступил против принятия доклада за основу разрешения маньчжурского вопроса. Вопрос был передан на рассмотрение Ассамблеи Лиги Наций. Ее заседания началась в декабре. Многие малые страны готовы были поддержать предложения Китая о санкциях против Японии и настаивали на непризнании законности японских действий в Маньчжурии и легитимности режима Манчжоу-го. Однако Великобритания, Франция и Италия стремились умиротворить Японию, и их делегаты по сути дела вновь высказались за проведение при содействии Лиги Наций прямых переговоров Японии и Китая с целью разрешения конфликта. Эта позиция во многом совпадала с мнением самой японской стороны. Представитель Японии в Лиге угрожал, что в случае принятия Ассамблеей точки зрения малых стран, Япония выйдет из состава Лиги Наций. Ассамблея не пришла ни к какому решению, а доклад комиссии Литтона по инициативе британской стороны был передан для дальнейшего обсуждение в «комитет 19-ти», созданный в марте 1932 г. для наблюдения за развитием маньчжурского вопроса.[30]
Ужесточение позиции Лиги Наций к маньчжурскому вопросу произошло в начале 1933 г. в связи с новыми агрессивными акциями японских войск в Китае.[31]
Ассамблея Лиги Наций 24 февраля 1933 г. абсолютным большинством одобрила доклад комиссии Литтона. В резолюции признавались «особые права и интересы» Японии в Маньчжурии, однако захват Маньчжурии объявлялся незаконным, суверенитет Китая над маньчжурской территорией подтверждался, члены Лиги обязывались не признавать де-юре и де-факто Манчжоу-го, а Японии предлагалось вывести из Маньчжурии войска. В связи с принятием этого документа японский делегат заявил о невозможности сотрудничества японского правительства с Лигой и члены японской делегации покинули зал заседаний Ассамблеи. 27 марта 1933 г. японское правительство официально объявило о выходе Японии из Лиги Наций.[32]
[править] Россия
В течение мая-августа 1939 года японские войска удерживали участок оспариваемой монгольской территории. Но к концу августа 1939 г. в ходе тщательно подготовленной операции Красной Армии удалось практически полностью очистить захваченный район. Японская сторона потеряла около 61 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными и 660 самолетов. Советско-монгольские войска — свыше 18,5 тыс. человек убитыми и ранеными и 207 самолетов.[33]
[править] США
25 ноября 1941 года японская авианосная оперативная группа устремилась к Пёрл-Харбору.[34]
[править] Франция
В сентябре 1940 г. Япония захватила принадлежавший Франции северный Индокитай.[35]
[править] Примечания
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Полтерович В. М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5 (47)
- ↑ Промышленность
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Промышленность
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Промышленность
- ↑ Полтерович В. М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5 (47)
- ↑ Полтерович В. М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5 (47)
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ Всемирная история. Том IX
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]