Попытка международной изоляции Китая после событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



США и их союзники после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь 3-4 июня 1989 года попытались ввести международные санкции против Китая. Чтобы нейтрализовать влияние этих санкций, Китай принял ряд контрмер — политических, экономических, дипломатических, призванных предотвратить развитие событий в нежелательном для Китая ключе. В итоге в течение нескольких лет основные санкции, наложенные на Китай, были сняты.[1]

Содержание

[править] Санкции

Инициатором международного давления на Китай в форме тотальной изоляции выступили власти США, которые для начала приняли целую серию мер по свёртыванию двустороннего сотрудничества с Китаем. Они включали в себя приостановку всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, мораторий на любые поставки в Китай вооружений и военной техники. В июне-июле 1989 года Конгресс США одобрил программу экономических санкций в отношении Китая, предусматривавших отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов.[2]

В целях создания на международной арене «единого антикитайского фронта» 14-16 июля 1989 года США созвали в Париже встречу G7 на уровне глав правительств. Участники встречи приняли политическую декларацию, осуждающую нарушение прав человека в Китае в ходе подавления массовых выступлений в крупных китайских городах. Было объявлено о введении странами «семёрки» санкций против Китая, предусматривавших прекращение политических контактов на высоком уровне и недопущение дальнейшего кредитования Китая по линии Всемирного банка, МВФ и Азиатского банка развития. Западным компаниям была дана установка не торговать с китайскими компаниями и заморозить все инвестиционные проекты в Китае. Китайским специалистам был закрыт доступ к высоким технологиям в промышленно развитых странах.[3]

[править] Контрмеры Китая

Проанализировав сложившуюся ситуацию, китайское руководство одобрило комплекс контрмер — политических, экономических, дипломатических, призванных предотвратить развитие событий в нежелательном для Китая ключе. Было признано важным продемонстрировать всему миру неизменность внутренней и внешней политики Китая, не пасовать перед трудностями, продолжать политику реформ и открытости. Разработанная в Пекине обновлённая внешнеполитическая линия была нацелена на поиск альтернативных Западу «точек опоры» в политике и экономике, на преодоление последствий санкций, прорыв блокады со стороны западных стран, восстановление и укрепление международных позиций Китая.[4]

Во-первых, была пересмотрена прежняя концепция отношений с глобальными центрами силы, в которой главный акцент делался на отношения Китая с США, в пользу более сбалансированной многовекторной доктрины. На более приоритетное место были впервые за три десятилетия были поставлены отношения с СССР.[5]

Во-вторых, в региональной политике Китая приоритетное внимание было решено уделять развитию добрососедских отношений с сопредельными государствами. Особое место в усилиях китайской дипломатии отныне стало занимать налаживание всестороннего сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с развивающимся миром. В общей сложности за два с небольшим года Китай установил дипломатические отношения с 23 государствами мира. Осенью 1991 года Китай был принят в форум АТЭС, началась работа по формированию партнёрства Китай-АСЕАН.[6]

Ещё одной важнейшей «новеллой» внешней политики Китая явилась резкая активизация участия страны в многосторонней дипломатии. Это выразилось прежде всего в указании китайской делегации в ООН теснее блокироваться с государствами-единомышленниками для отстаивания общих интересов.[7]

Одновременно в фокусе внимания Китая оставалось поддержание диалога с США. С целью скорейшего «выхода из окружения» китайская сторона наладила целенаправленную работу с европейскими странами и Японией, использовала свои связи в западных деловых кругах, чтобы убедить их в невыгодности для них антикитайских санкций.[8]

[править] Снятие санкций

Попытка международной изоляции Китая с треском провалилась. Уже с конца 1989 года механизм антикитайских санкций начал давать сбои. Запад начал быстро осознавать, что политика антагонизации Китая бьёт в первую очередь по его собственным интересам.[9]

Первой из ведущих индустриально развитых стран, отколовшихся от «единого фронта», стала Япония. В августе 1991 года премьер-министр Японии Тосики Кайфу первым из лидеров стран G7 посетил Китай с визитом.[10]

Примеру Японии последовала Европа. В октябре 1990 года решением конференции министров иностранных дел стран-членов Евросоюза в Люксембурге большая часть санкций по отношению к Китаю была отменена.[11]

Сложнее шёл процесс восстановления нормальных отношений между Китаем и США. Но и Белый дом в конце концов был вынужден дать «обратный ход». Президент Джордж Буш явно искал достойный выход из острого кризиса, не сулившего особых дивидендов, отдавая себе отчёт в тех издержках, который он приносил и ещё обещал принести. Состоявшийся в ноябре 1990 года визит министра иностранных дел Китая Цянь Цичэня в США ознаменовал собой фактическое восстановление контактов между двумя странами на правительственном уровне. Конечно, в отношениях между Вашингтоном и Пекином было сломано ещё немало копий, но к 1993 году США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию.[12] В 1998 году новый президент США Билл Клинтон стал первым за десятилетие американским лидером, посетившим Китай.[13]

Несмотря на снятие большинства торговых ограничений, США и Евросоюз до сих пор сохраняют запрет на торговлю оружием с Китаем.[14]

[править] Последствия

Выдвижение Китая в когорту ведущих политических и экономических центров силы неразрывно связано с успешным преодолением остракизма со стороны стран Запада конца 1980-х — начала 1990-х годов. Наперекор всему страна собралась с силами и сделала мощный рывок вперёд. А США двадцать лет спустя получили в лице Китая серьёзного конкурента в борьбе за контуры будущего мироустройства.[15]

Но это был уже не тот Китай, который, будучи обласкан западными странами в 1970—1980-е годы на волне антисоветизма, казался им таким покладистым и беспроблемным партнёром. Пекин научился жёстко отстаивать свои интересы, показал способность идти на резкие меры и даже на противостояние «на грани фола» там, где считал свои права и национальное достоинство ущемлёнными.[16]

Попытки грубого внешнего давления на Китай, вмешательства в его внутренние дела привели к усилению в китайском обществе недоверия к Западу и антизападных настроений. Это сформировало мощную социальную основу для проведения Пекином на международной арене независимой, зачастую фрондирующей по отношению к США и Западу в целом внешней политики.[17]

Сделав из случившегося соответствующие выводы, Пекин стал придавать первостепенное значение вопросам обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности. Санкции вынудили Китай заняться масштабным военным строительством, а введённое против Китая оружейное эмбарго дало мощный импульс развитию китайского военно-промышленного комплекса.[18]

Предпринятые Китаем внешнеполитические контрмеры привели к существенному изменению глобальной и региональной расстановки сил. Родившееся в те годы китайско-российское стратегическое партнёрство и поныне является одним из системообразующих факторов мировой политики. Укрепились позиции Китая в Юго-Восточной Азии, в Африке, на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Центральной Азии.[19]

В период борьбы за выживание на мировых рынках в начале 1990-х годов Китай существенно диверсифицировал свои торгово-экономические связи, прежде всего за счёт развивающихся и сопредельных стран. Особое место среди её торговых партнёров заняли страны, не поддержавшие кампанию по международной изоляции Китая — Россия, Южная Корея, Сингапур, другие государства-члены АСЕАН, страны постсоветского пространства. Именно с этого времени ещё более широкие возможности активизировать своё торговое и инвестиционное присутствие на китайском рынке получили деловые круги Гонконга и Тайваня.[20]

Одновременно в результате неуклюжей попытки Запада «наказать» Китай мир получил новые разделительные линии и новые очаги напряжённости, а прежние конфликты обрели дополнительную остроту. В отношениях США — КНР образовался гигантский «клубок» трудноразрешимых противоречий и глубокое взаимное недоверие. Это наследие не преодолено и по сей день.[21]

Участие Японии в международной кампании изоляции Китая больно задело китайское руководство и широкую общественность, склонную рассматривать любые действия Токио в отношении Китая через призму преступлений Японии в годы Второй мировой войны. Регулярные вспышки напряженности и конфронтации в китайско-японских отношениях стали отчасти следствием перипетий конца 1980-х — начала 1990-х годов.[22]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  2. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  3. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  4. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  5. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  6. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  7. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  8. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  9. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  10. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  11. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  12. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  13. Санкции — это надолго. 19 июня 2014
  14. Санкции — это надолго. 19 июня 2014
  15. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  16. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  17. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  18. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  19. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  20. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  21. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
  22. «Попытки изоляции мировой державы бесперспективны»
Личные инструменты