Отношения России с США в космической сфере

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Отношения России с США в космической сфере — одна из важных сфер отношений между Россией и США.

Содержание

[править] МКС

[править] Создание МКС

В августе 1993 года Россия договорилась с США, странами Европейского космического агентства, Японией и Канадой об участии в международном проекте создания Международной космической станции (МКС). В 1998 году об этом было подписано соответствующее межправительственное соглашение между всеми странами-партнерами.[1]

По подписанному в феврале 1995 года отдельному контракту Центра Хруничева с Boeing на общую сумму $215 млн был изготовлен первый модуль МКС — энергетический блок «Заря». «Заря» была выведена на орбиту в ноябре 1998 года.[2]

[править] Доставка американских космонавтов на МКС

В августе 2015 года NASA продлило соглашение с Роскосмосом о доставке американских астронавтов на российских кораблях «Союз» на Международную космическую станцию (МКС). Как сообщило космическое ведомство США, изменение контракта предусматривает выплату российской стороне дополнительно $490 млн.[3]

Директор NASA Чарльз Болден уведомил Конгресс, что необходимость продления договоренности с Федеральным космическим агентством России возникла в связи с возможной нехваткой средств на сооружение новых американских пилотируемых кораблей. Руководство космического ведомства США опасается, что они будут готовы не к 2017 году, как запланировано, а несколько позже. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что нынешняя договоренность между космическими ведомствами двух стран на сумму NASA $458 млн рассчитана до конца 2017 года, а новая позволит американским астронавтам летать на «Союзах» на МКС в течение 2018 года.[4]

Сейчас одно место в кабине «Союза» обходится NASA примерно в $76 млн. Таким образом, продление контракта между NASA и Роскосмосом, который преобразован в создаваемую в РФ одноименную государственную корпорацию по космической деятельности, позволит американским астронавтам совершить еще шесть полетов на российских кораблях.[5]

Эксперты считают, что решение космического ведомства США обновить соглашение с Роскосмосом может быть вызвано недавней катастрофой американской ракеты Falcon 9 при запуске грузового корабля Dragon к МКС. Такой же носитель будет использоваться частной компанией SpaceX при запуске своего пилотируемого корабля, разрабатываемого на основе «грузовика». Авария поставила под сомнение планы SpaceX построить и испытать корабль к 2017 году. У NASA нет также полной уверенности в том, что к этому сроку будет сделан второй частный американский корабль для полетов к орбитальному комплексу. Его созданием занимается компания Boeing.[6]

Первой из этих двух компаний космическое ведомство США должно выделить на создание пилотируемых кораблей в течение трех лет NASA $2,6 млрд, второй — 4,2 миллиарда. В проекте бюджета на 2016 финансовый год, подготовленном администрацией Барака Обамы, на эти цели запрошено NASA1,2 млрд, однако Сенат и Палата представителей в своих версиях этого документа ассигновали по этой статье гораздо меньшие суммы. NASA считает, что этих денег не хватит на продолжении компаниями SpaceX и Boeing работ в соответствии с утвержденными планами.[7]

Таким образом, Соединенные Штаты по-прежнему будут вынуждены пользоваться услугами России для доставки своих астронавтов на МКС. Американцы начали летать на станцию на российских кораблях в 2012 году после того, как была прекращена эксплуатация шаттлов. США решили продолжить программу МКС по меньшей мере до 2024 года. О таких же планах недавно объявило космическое ведомство Канады. Руководство Роскосмоса также заявляло о намерении продолжить международное сотрудничество по МКС в течение следующих 10 лет. Ожидается, что то же самое сделают другие участники проекта — Европейское космическое агентство и Япония.[8]

[править] Экспорт ракетных двигателей из России в США

В 1995 году компания Lockheed Martin объявила о начале разработки новой версии ракеты-носителя Atlas 2AR с увеличенной грузоподъемностью. В дальнейшем проект был переименован в Atlas-3. Проект должен был на 20 % снизить стоимость пуска ракеты. В начале 1996 года победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени нового носителя был признан российский двигатель РД-180, разработанный НПО «Энергомаш» (г. Химки, Московская область). Этот двухкамерный двигатель был разработан на базе четырехкамерных двигателей РД-170 и РД-171, использовавшихся соответственно на ракетах «Энергия» и «Зенит». Сертификат двигателя РД-180 для использования на американских носителях был получен НПО «Энергомаш» весной 1999 года.[9]

В мае 2000 года состоялся первый старт Atlas-3 с РД-180. РД-180 позволил на 20 % увеличить грузоподъемность носителя, значительно упростить его, заменив полторы ступени и четыре стартовых твердотопливных ускорителя, используемых на прежнем варианте — Atlas-2AS. Число отделяющихся элементов ракеты уменьшилось с пяти до одного, а количество деталей стало на 10 тыс. меньше.[10]

С августа 2002 года начались запуски нового типа ракеты Atlas-5, на первой ступени которой также установлен РД-180.[11]

В январе 2015 года было сообщено, что РКК «Энергия» (входит в ОРКК) и американская Orbital Sciences Corporation (OSC) подписали договор на поставку в США двигателей производства НПО «Энергомаш» (дочерняя структура РКК «Энергия»). Сумма контракта — около $1 млрд. Всего Россия поставит в США 60 двигателей РД-181. Двигатель РД-181 разработан для американской ракеты-носителя Antares.[12]

[править] ILS

В апреле 1993 года Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева и ракетно-космическая корпорация «Энергия» организовали с американской компанией Lockheed совместное предприятие Lockheed-Khrunichev-Energia для маркетинга российских ракет «Протон». Через два года LKE была преобразована в компанию International Launch Services (ILS) в связи с объединением компаний Lockheed и Martin Marietta в единую корпорацию Lockheed Martin.[13]

В сентябре 2006 года Lockheed Martin вышла из ILS. Официальный представитель Lockheed Martin Том Джурковски рассказал тогда BG, что окончание сотрудничества с Центром Хруничева является исключительно деловым шагом. «Мы просто оценили рынок, поняли, что он стал более зрелым, на нем появилось большее количество игроков, и приняли решение закончить сотрудничество с Хруничевым», — сообщил Джурковски. Однако, по неофициальной информации, причиной выхода американской корпорации из СП стало требование российских партнеров увеличить закупочные цены на «Протон», а также невыполнение ими ряда взятых на себя обязательств. В мае 2008 года Центр Хруничева завершил сделку по приобретению бывшей доли Lockheed Martin в ILS, приобретя её примерно за $255 млн.[14]

По состоянию на ноябрь 2008 года ILS выполнила 45 коммерческих пусков «Протона» на общую сумму более $3 млрд.[15]

[править] Sea Launch

В мае 1995 года была создана компания Sea Launch. Её образовали американская компания Boeing, российская «Энергия», норвежская Kvaerner, украинские ГКБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» для осуществления коммерческих запусков российско-украинской ракеты «Зенит-3SL» с плавучей платформы из Тихого океана.[16]

По состоянию на ноябрь 2008 года были выполнены 27 пусков с «морского космодрома» на общую сумму более $2 млрд.[17]

[править] Станция «Мир»

Первым крупным совместным космическим проектом в сфере пилотируемой космонавтики стали программы «Мир-Шаттл» и «Мир-NASA», в рамках которых шесть американских астронавтов совершили в 1995—1998 годах длительные полеты на российской станции «Мир», девять раз к ней причаливали американские шаттлы. Кроме того, американское аэрокосмическое агентство NASA частично оплатило доделку двух модулей для «Мира»: «Спектр» (запущен в 1995 году) и «Природа» (1996 год). В сумме по контракту Российского космического агентства с NASA «О поставках и услугах для станций „Мир“ и МКС», подписанного в июне 1994 года, с дополнениями к нему от 1995 и 1996 годов, Россия получила $473 млн.[18]

[править] Показатели

За отправку 36 американцев в космос в 2012—2017 годах НАСА заплатило «Роскосмосу» в общей сложности $2,276 млрд.[19]

[править] Примечания

  1. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  2. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  3. NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
  4. NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
  5. NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
  6. NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
  7. NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
  8. NASA заплатит Роскосмосу еще $490 млн за доставку астронавтов на МКС. 6 августа 2015
  9. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  10. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  11. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  12. США закупят у «Энергомаша» 60 двигателей РД-181. 16 января 2015
  13. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  14. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  15. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  16. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  17. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  18. Авиакосмическая интеграция. 10 ноября 2008
  19. [1]
Отношения России с США
История  XVIII векXIX векXX векXXI век
Экономика  Торговля (Экспорт из России, Импорт в Россию) • ИнвестицииФинансыТуризм
Темы  АвиацияКосмосЯдерная сфера


Международные отношения России в космической сфере
История 

1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)

Сферы взаимодействия  Экспорт космических ракет из РоссииЭкспорт двигателей для космических ракет из РоссииЭкспорт космических аппаратов из РоссииЗапуски Россией зарубежных космических аппаратовЗапуски Россией иностранных космонавтов
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Российские компании-участники международных проектов  ИССКосмическая связь
Личные инструменты