Изделие 30
Материал из Documentation.
Изделие 30 — двигатель российской разработки, предназначенный для истребителя Су-57.
Двигатель может быть полностью отнесён к пятому поколению, потому что отвечает всем предъявляемым требованиям.[1]
Данный двигатель не является модернизацией, это полностью новый двигатель.[2]
Содержание |
[править] Характеристики
«Изделие 30» обладает характеристиками силовой установки пятого поколения: развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления.[3]
К основным прорывным характеристикам двигателя относятся: новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор, у него новая «горячая» часть, новая система управления — много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире.[4]
Предположительно, двигатель сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме форсажа.[5]
Согласно данным производителя, газогенератор «Изделия 30» имеет степень сжатия 6,7, расход воздуха составляет 21-23 кг/с. Температура газов перед турбиной достигает 1950—2100 градусов по Кельвину. Максимальная тяга составляет 17-18 тонн.[6]
Холодная часть двигателя «Изделие 30» состоит из трёхступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «Изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.[7]
[править] Разработчики
Двигатель «Изделие 30» был разработан в ОКБ Люльки под руководством Евгения Марчукова и в сотрудничестве с другими крупными российскими моторостроительными компаниями.[8]
Компания «Салют» разработала компрессор высокого давления, камеру сгорания и сопло двигателя «Изделие 30» с управляемым вектором тяги.[9]
[править] Производство
Двигатель будет выпускаться на АО «ОДК-УМПО».[10]
[править] История
Проект изделия создавался в кооперации конструкторскими службами предприятий дивизиона «Двигатели для боевой авиации» во главе с филиалом АО «УМПО» «ОКБ им. А.Люльки».[11]
В конце 2012 года прошёл расширенный научно-технический совет, в котором участвовали все научно-исследовательские институты отрасли, Министерства обороны России и основной заказчик — ОКБ «Сухого». На нём были рассмотрены конструктивные решения по основным узлам двигателя «Изделие 30», предложенные «ОКБ им. А.Люльки».[12]
В декабре 2013 года технический проект двигателя «Изделие 30» был успешно принят комиссией заказчиков (Министерства обороны России и компании «Сухой»).[13]
В августе 2014 года генеральный директор «ОДК» Владислав Масалов заявил: «Разработка двигателя 2-го этапа для ПАК ФА — одна из самых высокотехнологичных программ ОДК. Это двигатель поколения „5+“, который создается с использованием перспективных материалов и технологий, и будет обладать улучшенными основными параметрами — тягой и удельным расходом топлива. Кроме того, цифровая система управления двигателем будет полностью на российской элементной базе. В настоящее время идет разработка конструкторской документации для изготовления опытных образцов изделия 30.»[14]
Первый опытный газогенератор и отельные узлы перспективного двигателя «Изделие 30» были изготовлены и поступили на стендовые испытания в 2014 году.[15]
По состоянию на весну 2015 года двигатель проходил наземные испытания.[16]
Разработка проекта «Изделие 30» была завершена в 2015 году. В ходе аэрокосмической выставки в Ле-Бурже представители российской промышленности рассказали о завершении технического проектирования нового двигателя.[17]
По состоянию на середину июня 2015 года проект находился на стадии подготовки технической документации, необходимой для изготовления опытных изделий.[18]
В марте 2016 года представители головного разработчика вновь рассказали о текущих работах. Упоминалось, что прототип нового двигателя пока находится в производстве. Одновременно с этим велись испытания внутреннего контура изделия, выполненного в виде отдельного агрегата.[19]
Первый демонстратор двигателя «изделие 30» был передан на испытания 11 ноября 2016 года.[20]
В ноябре 2016 года «Объединённая двигателестроительная корпорация» провела первый наземный запуск «Изделия 30». Тестовое включение прошло успешно. Запуск двигателя-демонстратора был проведен на Лыткаринском машиностроительном заводе.[21]
5 декабря 2017 года в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полёт истребитель Су-57 с двигателем «Изделие 30».[22]
[править] Сравнение с аналогами
«Изделие 30» отличается от двигателя для Су-35С (изделие 117С) повышенной силой тяги, новой турбиной, улучшенными характеристиками расхода топлива, а также полностью цифровой системой управления.[23]
«Изделие 30» будет отличаться от АЛ-41Ф1 повышенной топливной эффективностью и меньшей стоимостью жизненного цикла.[24]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ «Изделие 30» для ПАК ФА на стендовых испытаний. 13 марта 2015
- ↑ [5]
- ↑ Как сообщается, серийный вариант истребителя Т-50 получил официальное наименование Су-57. 31 июля 2017
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ «Изделие 30» для ПАК ФА на стендовых испытаний. 13 марта 2015
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ «Изделие 30» для ПАК ФА на стендовых испытаний. 13 марта 2015
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ Как сообщается, серийный вариант истребителя Т-50 получил официальное наименование Су-57. 31 июля 2017
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ «Изделие 30» для ПАК ФА на стендовых испытаний. 13 марта 2015