Грузия в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Экономика

[править] Национальные счета

В 1990-х годах в Грузии наблюдалось значительное падение экономики (-72,5 % ВВП за 1990—1994 годы).[1]

После распада СССР Грузия оказалась в числе стран постсоветского пространства, испытавших наиболее глубокий экономический кризис: в 1994 году сокращение реального ВВП составило 72,5 % относительно уровня 1990 года (53,9 % в Таджикистане, 53,4 % в Армении, 52,5 % в Азербайджане и 45,6 % на Украине).[2]

Экономический рост в Грузии начался в 1995 году (+2,6 %) и ускорился в 1996—1997 годах (более 10 % ежегодно), после чего вновь замедлился ввиду дефолта в 1998 году в России.[3]

В 1998—2000 годах ВВП Грузии рос в среднем на 2,6 % ежегодно.[4]

[править] Финансы

Официально национальная денежно-кредитная система Грузии была создана в апреле 1993 г., когда правительство приняло решение о выходе страны из рублевой зоны и ввело в оборот переходную национальную денежную единицу — купон, которая начала свое хождение параллельно с рублем. Летом 1993 г., когда Россия произвела замену денежных знаков, правительство Грузии объявило купон единственным законным платежным средством. Однако сложное экономическое положение страны не позволило правительству обеспечить на начальном этапе стабильность этой переходной денежной единицы, в результате практически с сентября 1993 г. началось резкое обесценение купона. Низкий спрос на купоны и его слабость ограничили сферу его применения в основном официальными расчетами с государственными учреждениями, бюджетными организациями и сферой обращения субсидируемых из бюджета товаров. Переход на полноценную собственную валюту состоялся лишь через 2 года. И практически до перехода на лари осенью 1995 г. в большей части экономики Грузии продолжали активно использоваться российский рубль и доллар. Финансовая политика того периода характеризуется лавиннообразным ростом денежной массы. С марта 1993 по август 1994 г. объем денежной массы вырос в 150 раз. Только один декрет главы правительства в ноябре 1993 г. требовал от НБГ предоставления кредита в 720 млрд купонов, что в 1,5 раза превышало объем денежной массы на тот момент. В феврале 1994 г. очередной аналогичный кредит достиг уже 1,8 трлн купонов. Летом 1994 г. сумма кредита правительству составила уже 10 трлн купонов (что снова в 1,5 раза превышало денежную массу уже на тот момент). Кредиты НБГ коммерческим банкам также попадали под контроль правительства. Основные коммерческие (бывшие государственные) банки получали через свои счета в НБГ беспроцентные кредиты. Масса купонов через Тбилисскую межбанковскую валютную биржу стала конвертироваться в валюту и вывозиться из страны. Однако валютные запасы НБГ быстро исчерпались (к началу 1994 г. они не превышали 100 тыс. дол.), и обменный курс стал расти скачками, реагируя на каждый выданный НБГ кредит. Попытка Банка регулировать валютную биржу привела к возникновению теневого валютного рынка, который стал обслуживать растущий теневой сектор экономики. Высокая инфляция, со своей стороны, быстро обесценивала денежную массу в обращении.

К лету 1994 г. стоимость денежной массы составляла лишь 6 % ее стоимости на конец июня 1993 г., то есть перед началом гиперинфляции. Стабилизация обстановки в Грузии дала возможность правительству страны проводить достаточно жесткую финансовую политику, ориентированную на сокращение денежной массы и преодоление гиперинфляции. Уже с середины 1994 г. НБГ стал предпринимать шаги в этом направлении — существенно ограничил практику рефинансирования, так как кредитная политика большинства коммерческих банков сводилась исключительно к операциям по краткосрочному кредитованию торговых операций по завышенным процентным ставкам. Гиперинфляция прекратилась достаточно внезапно. В четвертом квартале 1994 года неофициальный курс купона укрепился с 5 млн за доллар до 1,3 млн. Произошло реальное снижение цен. Стабилизация цен и обменного курса не сопровождались какими-либо признаками экономического оживления или ростом доходов бюджета как в большинстве случаев в других реформируемых странах. Некоторые специалисты считали, что определенную роль в этом сыграли политические факторы. Несмотря на стабилизацию обменного курса и снижение инфляции, спрос на купоны оставался незначительным вплоть до введения лари. Основной расчетной единицей в тот период был российский рубль, а в качестве средства накопления использовался доллар. Следующим серьезным шагом укрепления национальной финансовой системы стало введение национальной валюты — лари — 27 сентября 1995 г., которая заменила купон и стала официальным платежным средством со 2 октября 1995 г. Она практически сразу же обрела устойчивость, так как правительству к этому моменту удалось реализовать меры, направленные против гиперинфляции и относительно стабилизировать обменный курс национальной валюты по отношению к доллару. Купоны обменивались на лари по единому курсу: 1 млн купонов за 1 лари. За одну неделю 20 трлн купонов (97 % купонов в обращении) были обменены на новые денежные знаки. В лари были также конвертированы сбережения населения в иностранной валюте на сумму 48 млн дол., что в 3 раза превысило стоимость всех купонов в обращении. Достаточно высокий спрос на лари продолжался и после завершения официального срока для обмена. Лари заменил в расчетах рубль в большинстве регионов Грузии (за исключением Абхазии). Развитие банковской системы Грузии потребовало ее реформирования, для чего была принята соответствующая законодательная база: законы «О национальном банке» и «О коммерческих банках» и т. п. На ее основе была создана двухуровневая модель, которая получила достаточное распространение в международной практике. Так, в июне 1995 г. вступил в действие новый закон о Национальном банке Грузии.

В апреле 1996 г. в закон были внесены изменения, с тем чтобы привести его в соответствие с новой Конституцией Грузии, сохранив при этом у НБГ достаточную степень самостоятельности. Национальный банк Грузии разработал стратегию перестройки банковской системы, которая должна была обеспечить реорганизацию банков без какой-либо государственной финансовой помощи. В основу этих преобразований была положена идея о приватизации государственных банков с последующей их самостоятельной реорганизацией. Были приняты меры по ограничению деятельности кризисных банков (на период их стабилизации) и приведения их в соответствие с требованиями Национального банка. НБГ также проводил политику поощрения консолидации капитала путем слияния мелких частных банков. Новый закон о коммерческих банках, принятый парламентом Грузии в апреле 1996 г., наделил НБГ более широкими полномочиями по контролю за коммерческими банками. НБГ были даны также функции банковского надзора, и начиная с 1997 г. все коммерческие банки были обязаны предоставлять НБГ отчеты, прошедшие аудиторскую проверку. В новом законе содержалась норма, которая обязывала налоговые органы иметь на руках соответствующее судебное решение для того, чтобы получить от банков информацию о своих клиентах. НБГ придерживался политики ликвидации убыточных и ненадежных банков. По данным НБГ, из более сотни коммерческих банков, существовавших в Грузии в 1994—1995 гг., к концу 1998 г. осталось 43, а к концу 1999 г. — лишь 37. Такое резкое сокращение числа лицензированных банков произошло, во-первых, в результате установления более высокого уровня минимально допустимого размера капитала. Затем численность банков уменьшилась также в результате финансового кризиса 1998 г. Хотя в банковской системе Грузии и наблюдается рост суммы депозитов, ее возможности по мобилизации кредитных ресурсов и обеспечению потребностей развития национальной экономики все еще ограничены. Несмотря на сокращение числа лицензированных банков, их количество (но не их возможности) все еще представляется избыточным, принимая во внимание масштабы экономики страны. НБГ для ограничения инфляции требовал от банков поддерживать достаточно высокий уровень валютных резервов и реализовывать иностранную валюту через Тбилисскую межбанковскую валютную биржу. В своей практике НБГ также активно использовал механизм межбанковских кредитных аукционов, которые начали проводиться с мая 1995 г. Например, с середины 1996 до середины 1997 г. среднемесячные объемы операций выросли с 2 до 3,17 млн лари (или с 1,6 млн до 2,44 млн дол.). Так, участие НБГ в деятельности межбанковского аукциона также послужило достаточно эффективным инструментом денежно-кредитного регулирования.

Еще одним действенным инструментом денежно-кредитной политики Национального банка Грузии по валютному регулированию стали его интервенции на рынке иностранной валюты, осуществляемые через ТМВБ. Например, в 1997 г. на поддержание стабильности обменного курса национальной валюты НБГ осуществил продажу на внутреннем валютном рынке почти 70 млн дол. Кризис 1998 г. привел к временному прекращению данной практики (конец 1998 — начало 1999 г.). Другим направлением деятельности правительства на финансовом рынке стал выпуск ценных бумаг (казначейских векселей), который был начат с августа 1997 г. Хотя первый опыт выпуска казначейских обязательств и их размещения в коммерческих банках оказался положительным, масштабы подобных операций были незначительны. Тем не менее эмиссия казначейских векселей в какой-то степени позволила сократить размеры кредитования правительства банковской системой, стабилизировать ее положение и уровень валютных резервов, а также ограничить инфляцию. Финансовый кризис, охвативший страны СНГ в 1998 г., уничтожил этот рынок. Однако к 2000 г. НБГ удалось в определенной степени его восстановить. Августовский (1998 г.) финансовый кризис вызвал резкое падение курса грузинского лари (в первом квартале 1999 г. курс лари по отношению к доллару упал на 40 %). Стали расти темпы инфляции. Однако грузинскому правительству удалось реализовать меры по укреплению своей валюты.

[править] Деньги

Грузинский лари (национальная валюта Грузии) была введена в 1995 году в оборот вместо грузинского купона.[5]

[править] Показатели

В 1996 году доля сектора финансового посредничества в ВВП Грузии составляла 0,7 %.[6]

[править] Население

[править] Миграция

В 1994—1996 годах чистый отток мигрантов из Грузии составил 37-40 человек на 1 тысячу населения, в 1997—2000 годах значение показателя сократилось до 19-30.[7]

[править] Внешняя политика

[править] ООН

В 1992 году Грузия была принята в ООН.[8]

[править] Россия

В 1992 году в результате политических решений руководства Грузии фактически была прекращена торговля Грузии с Россией.[9]

[править] Регионы

[править] Южная Осетия

С 1992 года Южная Осетия оставалась фактически независимым государственным образованием. Грузинские власти продолжали рассматривать ее как административную единицу Цхинвальский регион, но активных шагов по установлению контроля над ним не предпринимали.[10]

[править] Примечания

  1. Грузия: особенности экономического роста. Июль 2019
  2. Грузия: особенности экономического роста. Июль 2019
  3. Грузия: особенности экономического роста. Июль 2019
  4. Грузия: особенности экономического роста. Июль 2019
  5. Грузия: особенности экономического роста. Июль 2019
  6. Егиазарян А. Г. Грузия: структурные проблемы и турецкая экономическая экспансия (1994—2007) // REGNUM, 2007
  7. Грузия: особенности экономического роста. Июль 2019
  8. Грузия: особенности экономического роста. Июль 2019
  9. Грузия: особенности экономического роста. Июль 2019
  10. [1]
Грузия в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049


Грузия
Экономика  ПромышленностьСельское хозяйствоТранспортСвязьСтроительствоФинансыТорговля
История  XX векXXI век
Население  Численность населенияРождаемостьСмертностьЭмиграцияИммиграцияПродолжительность жизни
Образование  Среднее образованиеВысшее образование
Наука  ФизикаМатематикаБиологияГеологияЭкономика
Политика  Государственное устройствоПрезидентПравительствоСудебная властьГосударственные символыВнутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Спорт  ФутболХоккей
Города  ТбилисиБатумиПотиГори
Прочее  ГеографияКультураЗдравоохранениеМесто среди стран мираЛидирующие позиции в миреИзобретенияГрузия и РоссияГрузия и ГондурасКоррупцияКрупнейшие в ГрузииПрава человека
Личные инструменты