БТР-4

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



БТР-4 — колёсный БТР. Разработан конструкторами ХКБМ.[1]

Содержание

[править] Характеристики

БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бое. БТР-4 используется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения. БТР-4 может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты, выполнять поставленные задачи как днем, так и ночью в разных климатических условиях, на дорогах с разным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от −40 до +55 °C.[2]

[править] Контракт с Ираком от сентября 2009 года на поставку БТР-4

Ещё в сентябре 2007 года Пентагон опубликовал извещение о предстоящей продаже Ираку 336 украинских бронетранспортеров БТР-3Е1 через механизм американских межправительственных поставок по линии FMS. Однако в итоге Ирак был вынужден заключить контракт на приобретение на Украине более новых БТР-4, став их стартовым заказчиком.[3]

В сентябре 2009 года был заключён контракт на поставку Ираку 420 бронетранспортеров БТР-4 украинского производства. Стоимость контракта — $457,5 млн. Основной исполнитель контракта — Харьковское конструкторское бюро имени Морозова (ХКБМ), соисполнитель — Государственное предприятие «Завод имени Малышева» (г. Харьков). Контракт фактически был навязан правительству Ирака Соединенными Штатами и представлял собой (вместе с контрактом на Ан-32Б) своего рода «отступное» Украине со стороны американцев в качестве компенсации за поддержку Киевом кампании США в Ираке.[4][5]

По условиям контракта, все 420 машин БТР-4 должны были быть поставлены к марту 2012 года.[6]

Первая партия БТР-4 для Ирака изготовлена на производственной базе КБ имени Морозова и в количестве 26 единиц отправлена заказчику в апреле 2011 года.[7][8]

Вторая партия из 62 БТР-4 была поставлена заказчику в октябре 2012 года. Имелись сведения о трещинах в бронекорпусах БТР-4, выявленных на машинах этой партии.[9]

Осенью 2012 года министерство обороны Ирака, ссылаясь на истечение срока действия контракта с Украиной 2009 года и меморандумов к нему, инициировало переговоры с Южной Корей и Россией о возможности поставок аналогичной техники.[10]

В январе 2013 года блог bmpd сообщил, что из осведомленных источников, близких к министерству обороны Украины и украинской оборонной промышленности, стало известно, что министерство обороны Ирака рассматривает возможность аннулирования контракта 2009 года на закупку 420 украинских колесных бронетранспортеров БТР-4. По имеющейся информации, иракские военные проявляют недовольство некоторыми техническими и эксплуатационными характеристиками БТР-4, качеством их изготовления, а также хроническими срывами с украинской стороны сроков поставок. Кроме того, видимо, в данном деле имеется и политический аспект.[11]

Третья партия из 42 машин, которую весной 2013 года доставило в порт Умм-Каср судно SE PACIFICA (флаг Сингапура, владелец — White Whale Shipping), оказалась бракованной. Принимающая сторона обнаружила трещины в корпусе и наотрез отказалась выгружать БТРы на берег. Судну пришлось стать на якорь посреди Персидского залива. В августе 2013 года SE PACIFICA ушла в Индию — на борту, кроме «коробочек», был груз металла для этой страны. Там теплоход арестовали — индийцы потребовали выплаты неустойки за трехмесячное опоздание. В Персидский залив судно вернулось в конце сентября 2013 года. Тогда же стало известно о том, что Ирак окончательно аннулировал контракт с Украиной.[12]

Таким образом, всего Ирак получил по этому контракту 88 БТР-4 из 420 заказанных.[13] Про полученные Ираком 88 БТР-4 в декабре 2013 года сообщалось, что «на сегодняшний день почти 80 % боевых машин не могут эксплуатироваться по их техническому состоянию».[14]

[править] Дефекты в броне

[править] Статистика

В 2011—2012 годах на 30 БТР-4, поставленных инозаказчиками, были обнаружены трещины. В январе 2020 года отмечалось, что с 2014 года во время эксплуатации 127 БТР-4Е и машин на их базе, которые были изготовлены на ЛКМЗ и эксплуатировались в военных подразделениях ВСУ и НГУ, было зафиксировано 53 случая дефектов корпусов в виде трещин, из них одиннадцать — в 2018 году. При этом в некоторых случаях наблюдались множественные трещины. Основные дефекты — трещины в корпусе на переднем броневом листе на верхней части корпуса.[15]

[править] Причины дефектов

По одной из версий, причиной трещин, обнаруженных в корпусах БТР-4, поставленных по контракту Ираку, стал высокий уровень сварочных напряжений, который мог возникнуть при нарушении технологии проведения сварочных работ. По мнению специалистов, очевидно, был нарушен режим сварки, и работы проводились в холодном цеху, на сквозняках. В этом случае сварной шов охлаждается намного быстрее, чем положено — из-за этого в металле создалось термическое напряжение. Подтверждением этому предположению служит то, что именно у боевых машин, сварка корпусов которых проводилась зимой, обнаружены трещины и иные дефекты.[16]

Эксперты говорят, что для того, чтобы избежать этого дефекта, металлические части после сварки должны были помещаться в камеру с высокой температурой (200—300 градусов) и медленно остывать.[17]

Виновником брака корпусов признан Лозовской кузнечно-механический завод (ЛКМЗ). Не исключено, что дополнительные расходы газа сделали проект для ЛКМЗ нерентабельным, и производственники экономили на газе в полной уверенности, что некачественно выполненная работа останется незамеченной. Так и произошло — ни госкомпания «Укрспецэкспорт», которая обязана была осуществлять авторское сопровождение всего проекта, ни специалисты Харьковского машиностроительного завода имени Малышева не заметили или сделали вид, что не заметили, допущенного ЛКМЗ технического брака.[18]

[править] Оценки

6 сентября 2016 года украинский волонтёр Роман Доник на своей странице в Твиттере написал о жизни бронетранспортёров БТР-4 в Вооружённых силах Украины: «На сегодняшней день из 16ти штук БТР4 в 92 бригаде, на полигоне в Гончаровске, полностью работоспособны 4. Примерно такая же картина по другим БТРам. Самая дешевая и хлипкая ходовая с летящими шаровыми опорами. Самая дешевая резина. Рекламаций куча, но производитель замалчивает и старается „решать на месте“.»[19]

В октябре 2016 года депутат Верховного совета Украины Надежда Савченко написала на своей странице в Facebook, что переданные в марте 2016 года президентом Украины Петром Порошенко бронетранспортеры для бойцов 92 бригады оказались бракованными. «16 БТР (15 БТР 4E, 1 БТР 4К), которые 23 марта 2016 года Петр Порошенко передал бойцам 92 бригады, оказались с проектным браком. При использовании их на полигоне перед отправкой в зону проведения АТО, вся техника просто „легла“. Основные поломки, как объяснили бойцы 92 бригады, которые не хотят быть названы, разрыв гидросистемы, поломки в ходовой», — написала Савченко. Она уточнила, что основной причиной поломки стала ошибка в проектировании БТР. «В результате 92 бригада отправилась в зону проведения АТО на старой технике, а все БТР 4Е и 4К (16 шт.) будут возвращены на завод Малышева на доработку. На это снова будут потрачены средства Министерства обороны», — добавила Савченко.[20]

В феврале 2018 года сотрудник ЦАСТа Михаил Барабанов заявил: «БТР-4 <...> впарили иракским лохам и запустили в „серийное производство“, имея к этому времени один ездящий прототип и несколько сот км пробега. Эта перманентная халтура, нищебродство и разведение лохов есть типический уровень нынешней украинской промышленности вообще.»[21]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  4. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  5. [3]
  6. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  7. Скандальные перипетии контракта на поставку БТР-4 в Ирак. 15 декабря 2013
  8. [4]
  9. Скандальные перипетии контракта на поставку БТР-4 в Ирак. 15 декабря 2013
  10. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  11. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  12. [5]
  13. Скандальные перипетии контракта на поставку БТР-4 в Ирак. 15 декабря 2013
  14. Скандальные перипетии контракта на поставку БТР-4 в Ирак. 15 декабря 2013
  15. [6]
  16. Злоключения украинских БТРов в Ираке. 8 января 2014
  17. Злоключения украинских БТРов в Ираке. 8 января 2014
  18. Злоключения украинских БТРов в Ираке. 8 января 2014
  19. Состояние бронетранспортеров БТР-4 украинской армии. 9 сентября 2016
  20. [7]
  21. [8]. Текст: «Ан-148 — это такой летающий аналог шедеврального украинского БТР-4, который тоже впарили иракским лохам и запустили в „серийное производство“, имея к этому времени один ездящий прототип и несколько сот км пробега. Эта перманентная халтура, нищебродство и разведение лохов есть типический уровень нынешней украинской промышленности вообще.»
  22. [9]
  23. [10]
Личные инструменты