Редактирование Экспорт вооружений из России в Иран (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
=== Протокол «Гор-Черномырдин» и его влияние === США с самого начала резко отрицательно относились к продаже Россией вооружений в Иран и начиная с 1992 г. начали оказывать активное давление по этому вопросу на российское руководство. Эта кампания увенчалась успехом: в мае 1995 г. на встрече с президентом США У. Клинтоном в Москве Б. Ельцин согласился на договоренности, в соответствии с которыми Россия обязалась досрочно, до конца 1999 г., завершить выполнение перед Ираном всех ранее подписанных контрактов по поставкам продукции и оказанию услуг военного назначения, после чего поставки по этим соглашениям более не производить. Кроме того, российская сторона обязывалась впредь не заключать никаких новых соглашений военного характера с Тегераном. Официальным двусторонним оформлением этих договоренностей стала пресловутая секретная Памятная записка («протокол») за подписями председателя правительства РФ В. Черномырдина и вице-президента США А. Гора от 30 июня 1995 г. Памятная записка подробно перечисляла обязательства российской стороны по завершению военных поставок в Иран к 31 декабря 1999 г. Со своей стороны США обязывались сохранять конфиденциальность относительно достигнутых договоренностей, предотвращать несанкционированные передачи американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к границам России, а также развивать сотрудничество с Россией в области оборонных технологий в целях содействия доступу обеих стран на международные рынки таких технологий.<ref>[http://www.cast.ru/journal/2005/5_2005_2/ Россия на рынке вооружений Ирана]</ref> Нетрудно заметить, что в обмен на масштабные и конкретные уступки российской стороны от США были получены, по сути, общие заявления самого бессодержательного характера. Судя по всему, главным мотивом этого беспрецедентного соглашения было стремление Ельцина любыми путями заручиться поддержкой американцев в преддверии президентских выборов в России в 1996 г.<ref>[http://www.cast.ru/journal/2005/5_2005_2/ Россия на рынке вооружений Ирана]</ref> К моменту появления протокола «Гор-Черномырдин» российская сторона полностью выполнила только самый первый из иранских контрактов — от 5 ноября 1989 года — на поставку самолетов и ЗРК. Выполнение трех других советско-иранских соглашений было в полном соответствии с договоренностями с США в одностороннем порядке прервано Россией в 2000 году, так что общая сумма поставок по ним составила менее $3 млрд. К моменту прекращения поставок в Иран по соглашению от 13 ноября 1991 г. оставалось поставить еще 578 комплектов для лицензионной сборки танков Т-72С и 1087 комплектов для лицензионной сборки БМП-2, лицензионно-техническую документацию, технологическое оборудование, боеприпасы и оказать услуги на сумму свыше $1,5 млрд — таким образом, этот контракт остался невыполненным на 70 %. Контракты на постройку для Ирана ПЛ пр. 877ЭКМ и создание инфраструктуры для них были в итоге выполнены примерно наполовину. Общая сумма только прямых финансовых потерь российской стороны составила более $2,2 млрд, а такие критически важные для национальной обороны крупные предприятия, как Уралвагонзавод и Курганмашзавод, лишились весьма больших в их нынешнем положении гарантированных заказов, которые могли бы в немалой степени загрузить мощности этих заводов минимум до 2005 г.<ref>[http://www.cast.ru/journal/2005/5_2005_2/ Россия на рынке вооружений Ирана]</ref> Поскольку ущербность договоренностей с американцами 1995 г. была очевидна даже для ельцинского правительства, то практически сразу же после переизбрания Б. Ельцина на выборах 1996 г. российская сторона начала поиски путей ревизии взятых на себя обязательств. Уже в 1997 г. Ельциным был одобрен комплексный план развития ВТС с Ираном, который предусматривал, в числе прочего, последовательное проведение работы с США по расширению рамок Памятной записки вплоть до полного снятия ограничений на ВТС с Ираном.<ref>[http://www.cast.ru/journal/2005/5_2005_2/ Россия на рынке вооружений Ирана]</ref> Следует отметить, что формальные поводы для ревизии протокола «Гор-Черномырдин» выявились достаточно быстро, поскольку США совершенно не продемонстрировали никакого желания развивать заявленное в Памятной записке «сотрудничество с Россией в области оборонных технологий» и «оказывать содействие» доступу России на международные рынки этих технологий. Воспользовавшись уходом с большой политической арены российских инициаторов протокола, а также придравшись к факту оглашения в ходе президентской предвыборной кампании 2000 г. в США деталей закрытых договоренностей 1995 г., российская сторона 3 ноября 2000 г. уведомила американцев о своём предстоящем выходе из соглашения по Ирану. В соответствующем письме министр иностранных дел России И. Иванов сообщил о намерении России возобновить поставки ВВТ в Иран уже с 1 декабря 2000 г. После определенного периода закулисных переговоров американцы фактически согласились с этим решением, взамен призвав Россию «проявлять сдержанность в поставках конвенциональных вооружений Ирану». Можно предположить, что за этой формулировкой скрывается достигнутый новый неоглашаемый «модус вивенди» между США и России в области российско-иранского ВТС.<ref>[http://www.cast.ru/journal/2005/5_2005_2/ Россия на рынке вооружений Ирана]</ref>
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы