Редактирование Экономические реформы в России в 2000-х годах (секция)
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
== Таможенная реформа == {{main|Таможенная реформа в России}} В конце 2000 года началась реформа таможенного тарифа — самая масштабная за последние семь лет. Ранее предпринималось несколько попыток пересмотра таможенных пошлин, но ни одна из них не смогла решить основных проблем. С 1 января 2001 г. в России действуют новые ставки импортного тарифа: 5 %, 10 %, 15 % и 20 % от таможенной стоимости. Исключение составили автомобили (25 %), куриные окорочка (25 %), белый сахар (30 %) и спирт (30 %). Предельная ставка пошлины по группам с максимальной ставкой 30 % снижена до 20 %, для ускорения модернизации отечественной экономики сокращены импортные пошлины на ввозимое технологическое оборудование. До 2001 г. таможенное оформление около 25 % товаров от всего объема импорта происходило с нарушениями правил, при этом значительная часть товаров, импортируемых в РФ, декларировалось с искажением номенклатуры. В некоторых товарных группах существовала слишком большая дифференциация уровней ставок таможенного тарифа на однородные товары, в частности по группе товаров 8704 (грузовые автомобили) существовало пять уровней ставок таможенных пошлин (5 %, 10 %, 15 %, 25 %). В группе 04 (молоко и молочные продукты) существовало три уровня ставки таможенных пошлин — 10 %, 15 %, 20 %. Подобных примеров можно привести еще много. Такой разброс, естественно, усложнял администрирование сбора таможенных пошлин, давал возможность недобросовестным импортерам ввозить продукцию под видом той, которая имеет минимальных уровень ставок, лишая бюджет доходов. Например, куриные окорочка ввозились под видом индюшатины (так как пошлины в этом случае будут ниже), или автомобили ввозились как запчасти. В этой ситуации унификация ввозных таможенных пошлин должна способствовать повышению уровня таможенного администрирования и предотвращению уклонения от уплаты таможенной пошлины в полном размере.<ref>http://protown.ru/information/hide/3263.html</ref> Новый Таможенный тариф, действующий с 1 января 2001 года, предусматривает следующие изменения:<ref>http://protown.ru/information/hide/3263.html</ref> * фактический отказ от использования 30-% ставки. По 883 из 888 тарифных позиций, облагаемых пошлинами в размере 30 %, уровень ставок был понижен до 20 % (главным образом, на товары народного потребления, продукцию химической промышленности, промышленное оборудование и др.). Уровень ставки в 30 % предусматривается сохранить только на 5 позиций, в частности, по такой чувствительной для отечественной промышленности продукции, как сахар белый, а также подакцизные табачные изделия (4 позиции); * сокращение (с 624 до 104 тарифных позиций) группы товаров, облагаемых ввозными пошлинами по ставке 25 %. Такое сокращение означало отказ от использования ставки пошлин в 25 % по многим видам импортируемого продовольствия (фрукты, овощи, алкогольная и рыбная продукции), целому ряду продукции химической промышленности и другим; * унификацию импортного тарифа в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими потребительскими свойствами и техническими характеристиками. Выравнивание ставок было призвано обеспечить прозрачность таможенных тарифов для участников внешнеэкономической деятельности и значительно сократить случаи недостоверного декларирования ввозимых товаров и связанные с этим злоупотребления; * повышение ставок импортного тарифа по товарам, ныне ввозимым беспошлинно, до 5 % по 33 товарным позициям. Режим беспошлинного ввоза сохранился только по социально значимым товарам — лекарственным средствам, содержащим инсулин; инвалидным коляскам; племенным животным и товарам, беспошлинный ввоз которых регламентируется международным Соглашением (так называемое Флорентийское соглашение). В итоге изменение ставок затронуло 32 % всей ТН ВЭД, при этом по 440 товарным позициям ставки были повышены, а по 3068 — снижены. Унификация и снижение ставок пошлин позволили снизить уровень средневзвешенной ставки тарифа до 10,7 % и тем самым приблизить ее к реально собираемым таможенным платежам.<ref>http://protown.ru/information/hide/3263.html</ref> С 1 октября 2001 года на 9 месяцев были введены в действие новые ставки ввозных таможенных пошлин примерно на 400 товарных позиций. Кроме того, почти на 3,5 тысячи товаров было продлено действие ставок, сниженных и унифицированных с 1 января 2001 года. Снижение и унификация ввозных таможенных пошлин способствует сокращению числа нарушений таможенных правил и переходу все большего количества участников внешнеэкономической деятельности в легальную сферу.<ref>http://protown.ru/information/hide/3263.html</ref> При изменении пошлин с 1 октября Правительство РФ стремилось активизировать ввоз технологического оборудования, что является крайне актуальным для России ввиду высокого износа основных фондов на большинстве российских предприятий. Поэтому понижены ставки пошлин на целый ряд позиций технологического оборудования. На некоторые его виды, в частности, не производящиеся в России, но необходимые для технического перевооружения отечественных предприятий, пошлины снижены с 10-15 % до 5-10 %. Унификация ставок таможенных пошлин коснулась, в частности, бумаги, красок, химикатов, изделий машиностроения. Ранее на различные виды этих товаров была установлена достаточно большая «вилка» пошлин — от 5 до 15 %. Это провоцировало недобросовестных импортеров под видом товаров, которые облагаются низкими пошлинами, ввозить товары, на которые установлены более высокие пошлины.<ref>http://protown.ru/information/hide/3263.html</ref> Также унифицированы ставки на микросхемы, транзисторы, резисторы и другие составляющие элементной базы. Ранее они колебались в диапазоне от 5 до 20 %, теперь введена единая ставка 10 %. Все эти решения приняты на основе мониторинга изменений на товарном рынке России с начала года, который показал, что введение новых пошлин положительно сказалось на динамике импорта и собираемости таможенных платежей. За 2001 г. таможенными органами в федеральный бюджет перечислено таможенных платежей на сумму 540 млрд руб. Собираемость таможенных пошлин в 2001 г. по сравнению с 2000 г. выросла на 4 млрд долларов. Динамика взимания таможенных платежей в течение года возрастала: начиная с мая, ежемесячная сумма платежей превышала 1,5 млрд долларов, а в декабре составила 1,8 млрд долларов.<ref>http://protown.ru/information/hide/3263.html</ref> С 1 января 2002 года введен новый таможенный тариф, который должен способствовать дальнейшей легализации импорта. В соответствии с новым таможенным тарифом ставка ввозной таможенной пошлины будет изменена на 140 товарных позиций. При этом на 90 % из них ставка будет снижена. В новом таможенном тарифе аккумулированы все изменения ставок ввозных таможенных пошлин, принятые в 2000 и 2001 годах или одобренные решениями Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В соответствии с новым таможенным тарифом, в частности, будут снижены с 20 % до 15 % ставки ввозных таможенных пошлин на аудио- и видеоаппаратуру и на комплектующие для радио- и телеаппаратуры. С 15 % до 10 % будет снижена ставка на части кинескопов. Вдвое — с 20 % до 10 % будет снижена ставка на суда и прочие плавсредства. С 25 % до 20 % снижается ставка на швейные машины. С 15 % до 10 % снижается ставка на витаминные препараты, с 10 % до 5 % — на фрукты и плоды. Вместе с тем, на некоторые товары ставки будут повышены — с 5 % до 10 % повышается таможенная ставка на рис и с 5 % до 15 % — ввозная таможенная ставка на холодильники и компрессоры. Эти меры направлены на защиту отечественных производителей.<ref>http://protown.ru/information/hide/3263.html</ref> <!--//Малосвязный текст, плохо вписывается в статью, нужно переработать == Прочее == Когда [[президент России|президентом России]] был избран [[Владимир Путин|В. В. Путин]], для разработки экономической программы новой власти был создан [[Центр стратегических разработок]], который возглавил заместитель министра имущественных отношений [[Герман Греф]]. Целью программы стало создание рынка, основанного на частной инициативе, освобождённой от чиновничьего произвола. Предполагалось заново отстроить властную вертикаль, провести [[судебная реформа в России (2000-2009)|судебную реформу]], ликвидировать сращивание крупного бизнеса с властью, освободить экономику от излишнего и неоправданного вмешательства государства, выровнять условия конкуренции, снизить налоговое бремя и государственные расходы. Большой блок реформ намечался в социальной сфере — жилищно-коммунальном хозяйстве, пенсионном обеспечении, здравоохранении, образовании, трудовых отношениях и др. Для практической реализации заявленных реформ складывались благоприятные условия. В стране наблюдался устойчивый экономический рост. Цели реформ получили поддержку законодательной власти. Детально отраженная в программе действий правительства дальнейшая [[модернизация экономики России|модернизация экономики]] и социальной сферы имела большие шансы на успех в условиях, когда Госдума в подавляющем большинстве поддерживала те инициативы, которые вносились в парламент президентом и правительством. Благодаря этому были приняты законы, необходимые для того, чтобы запустить структурные преобразования в экономике и социальной сфере. Главным достижением правительства М. М. Касьянова в 2000 г. стало проведение налоговой и тарифной реформ. Введение в России самых низких в Европе ставок подоходного налога с физических лиц (13 %) и снижение налога на прибыль организаций (до 35 %) повышали уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом и способствовали постепенному выведению экономики из тени и соответственно росту собираемости налогов. Бюджет 2001 г. стал первым бездефицитным бюджетом за всю постсоветскую историю России, и это был первый бюджет, разработанный в соответствии с Бюджетным кодексом, вступившим в силу 1 января 2000 г. Приоритетной задачей бюджета на 2001 г. было объявлено сокращение государственного долга. И он действительно сократился. Принятый в декабре 2001 г. закон о приватизации государственного и муниципального имущества подвел черту под десятилетием массовой, зачастую хаотичной приватизации государственной собственности — яркой приметы российской экономики 90-х годов. Теперь для государства вводились приватизационные «правила игры»: депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство — возможность осуществлять планирование и общее руководство процессом приватизации, не согласовывая план продажи каждого конкретного предприятия с Думой, а президент — право формировать перечень стратегических предприятий и определять возможность их приватизации. Таким образом, появилась необходимая правовая база, на основе которой можно было предметно говорить о «законной» и «незаконной» приватизации. При составлении списка государственных унитарных предприятий (ГУП), предлагаемых к приватизации в 2002 г., Министерству имущественных отношений РФ пришлось выдержать серьезный натиск отраслевых ведомств, которым не хотелось расставаться с подведомственной государственной собственностью. К приватизации был намечен ряд предприятий в топливно-энергетическом комплексе, агропромышленном комплексе, угольной промышленности, на транспорте и другое имущество. Выполнение программы приватизации уже в 2002 г. привело к поэтапному разгосударствлению ряда отраслей экономики. По состоянию на 1 июня 2003 г., в Российской Федерации насчитывалось 9860 федеральных государственных унитарных предприятий. В собственности государства находились также пакеты акций 4205 акционерных обществ. Состояние российской экономики в начале XXI в. существенным образом отличалось от того, каким оно было в 1997—1998 гг., то есть перед августовским кризисом. Экономика демонстрировала множество признаков достаточно устойчивого роста. 5-процентный рост ВВП в 2001 г. был одним из самых высоких в мире и впечатляющим на фоне экономического спада в ряде развитых держав. Росли промышленное производство, потребительские расходы, розничная торговля, снижалась безработица, инфляционные процессы контролировались правительством и темпы инфляции не выходили за бюджетные параметры. Начали регулярно выплачиваться пенсии и престали быть хроническими задержки зарплаты. По целому ряду показателей был преодолен докризисный уровень в потреблении. Значительные суммы россияне стали тратить на покупку автомобилей, бытовой, аудио- и видеотехники, на ремонт квартир и стройматериалы. Статистика регистрировала сокращение числа забастовок в 10 и более раз. Россия получала дополнительные доходы от высоких мировых цен на нефть, вдвое увеличила золотовалютные резервы. В предкризисном 1997 г. объем неденежных расчетов в экономике был весьма высок — 40-50 %, теперь доля бартера составляла всего 12-13 %. Утратила свою прежнюю болезненность проблема уплаты налогов в бюджет. В 2000—2002 гг. резко улучшилась ситуация с поступлением налогов в бюджет, что позволило 90 % расходов бюджета покрывать за счет регулярных налоговых поступлений, чего не наблюдалось с 1990 г. При этом создавались резервы, с помощью которых можно было обеспечить платежи будущих периодов, в том числе долговые. Правительство, изучив «уроки прошлого», возможности реагирования на серьезные изменения внешнеэкономической конъюнктуры, заранее вырабатывало необходимые меры, создавая себе маневр для принятия оперативных решений. Так, бюджеты страны начиная с 2002 г. стали приниматься с профицитом. Есть еще один важный показатель оздоровления экономики — сужение теневого сектора. Продолжение реформ в налоговой сфере, снижение административных барьеров, стимулирование вывода заработной платы из «тени» усиливало эту позитивную тенденцию. Началась реальная борьба с отмыванием незаконно полученного капитала. После принятия законопроектов по дебюрократизации экономики (сокращение на порядок количества видов деятельности, подлежащих лицензированию и пр.) улучшился инвестиционный климат. Россия сохранила свои позиции на международных нефтяных рынках. Объем добычи нефти и газового конденсата в России в 2002 г. составил 379,63 млн т. и был рекордным за период с 1992 г. При этом экономический рост происходил в условиях постепенного исчерпания действия факторов, положительно влиявших на экономическую динамику в первые годы посткризисного периода. Это говорило о постепенной адаптации хозяйствующих субъектов на микроэкономическом уровне к эффективной деятельности в условиях рынка. Успехи российской экономики были оценены и Западом. В июне 2002 г. США и ЕС признали российскую экономику рыночной, а в октябре этого же года Россию исключили из «черного списка» FATF — списка государств, недостаточно активно борющихся с отмыванием незаконных капиталов. -->
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы