Импортозамещение металлургической продукции в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Импортозамещение металлургической продукции в России — один из видов импортозамещения в России.

Содержание

[править] Виды продукции

[править] Трубы

Первая труба, выпущенная из листа, который произведён на стане-5000 Объединённой металлургической компании
Первая труба, выпущенная из листа, который произведён на стане-5000 Объединённой металлургической компании

По состоянию на начало 2000-х годов российские предприятия были не в состоянии выпускать трубы большого диаметра (ТБД) для строительства магистральных газо- и нефтепроводов. Высокотехнологичную трубную продукцию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники также были вынуждены закупать за рубежом.[1]

В 2000-х годах в России было инициировано большое количество масштабных трубопроводных проектов в газовой и нефтяной сфере. Большая часть расходов по ним — затраты на приобретение сварных труб большого диаметра, особенно максимального диаметра 1420 мм (для магистральных газопроводов). Проблема в том, что такие трубы в России не производились. Точнее, существовало производство так называемых спиралешовных и двушовных труб, однако их прочностные характеристики уступали трубам с одним прямым швом, поэтому их использование в магистральных газопроводах было ограниченным. Ещё одна проблема состояла в том, что имеющееся у трубных компаний оборудование для сварки труб чуть меньшего диаметра имело ограничения по так называемому классу прочности. По сути дела, это оборудование не могло нормально гнуть и сваривать трубы из толстого листа. Из-за этого и «Газпрому», и «Транснефти» приходилось покупать много труб импортного производства, речь шла о многих миллиардах долларов в год. Понятно, что задача импортзамещения стала весьма актуальной.[2]

Чтобы сварить одним прямым швом трубу диаметра 1420 мм, надо, грубо говоря, свернуть в трубочку стальной лист шириной 1420*π мм = 4,461 м. Стальной лист такой ширины в России на тот момент не производился. А его покупка за рубежом, в той же Германии, сводила на нет все усилия по импортзамещению. Чтобы производить в России ещё и лист пятиметровой ширины, нужно было фактически построить целый металлургический завод — стан для проката таких листов (стан-5000) и машину для непрерывного литья заготовок для него (МНЛЗ). Требуемые инвестиции зашкаливали за $2 млрд.[3]

Заявления о строительстве станов-5000 сделали две трубные (ОМК, ТМК) и три сталелитейные компании (ММК, «Северсталь» и «Металлоинвест»). Совокупная мощность заявленных проектов в два-три раза превышала внутрироссийские потребности. И стало очевидно, что за право выбиться в модернизационные лидеры в отрасли развернется жесточайшая конкуренция. Позже ТМК и Металлоинвест отказались от планов по строительству станов-5000.[4]

В середине 2000-х компания «Северсталь» заявила о планах развития в Санкт-Петербурге двух крупных инвестиционных проектов. Первый был нацелен на доводку недостроенного в советские времена Ижорского трубного завода по производству труб большого диаметра. Второй — на реконструкцию листопрокатного цеха № 3 (стана-5000) в Колпине. Оба проекта были завершены в 2008 году, общий объём инвестиций составил около $600 млн. В 2010 году отмечалось, что сейчас Северсталь стала исправно получать заказы на трубы большого диаметра для строящегося газопровода Бованенково—Ухта.[5]

В 2005 году ОМК на своей основной производственной площадке в Выксе ввела в строй линию мощностью 450—500 тыс. тонн в год по производству одношовных труб диаметром 1420 мм самых высоких классов прочности, которые сразу же стали хитом продаж. В мае 2007 года ОМК приступила к строительству толстолистового прокатного стана 5000, в ноябре 2011 года этот стан был введён в эксплуатацию. Одной из целей строительства стана-5000 является импортозамещение высококачественного широкого листа, необходимого для трубной отрасли, атомной промышленности, судостроения, военно-промышленного комплекса.[6][7]

В июле 2009 года на ММК был запущен стан-5000, производящий толстый лист для производства труб большого диаметра. Объём инвестиций в его возведение составил $1,5 млрд. Строительство заняло чуть меньше трёх лет. Построенный стан способен производить 1,5 млн тонн толстого пятиметрового листа в год, это одно из крупнейших таких производств в мире. Проект создания стана-5000 нацелен на импортозамещение.[8][9]

В результате реализации проектов в металлургии ситуация на рынке труб изменилась кардинальным образом, в России создано современное производство ТБД по законченному циклу.[10]

Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006—2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году — около 95 %.[11][12]

[править] Рельсы

В России до 2013 года не было технологии дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, при которой продукция получала определённые эластичные свойства.[13] В связи с этим качество рельсов российского производства не в полной мере удовлетворяло требованиям ОАО «Российские железные дороги», в особенности для высокоскоростного движения. По этой причине компания вынуждена приобретать японские рельсы для скоростных магистралей, в частности, Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Хельсинки.[14][15]

В 2013 году из 950 тыс. тонн рельсов, которые закупила компания «РЖД», 20 % были импортными.[16]

Российские металлургические компании Evraz и «Мечел» провели модернизацию своих производств, после чего стали располагать станами для прокатки длинных рельсов, которые можно укладывать встык и они при изменении температуры не будут деформироваться. Всего на модернизацию «Мечел» потратил $750 млн, а Evraz — более $500 млн. В частности, в июле 2013 года на Челябинском металлургическом комбинате (входит в состав «Мечела») был запущен универсальный рельсобалочный стан. Стан производит железнодорожные рельсы с усиленными прочностными характеристиками для высокоскоростного движения. Таких рельсов в России раньше не производили, их покупали за границей. Производственная мощность стана — 1,1 млн тонн готовой продукции в год. Объём инвестиций — более 20 млрд рублей.[17][18][19]

C января 2014 года компания «РЖД» перестала импортировать рельсы, поскольку российские производители, проведя модернизацию производств, начали выпускать рельсы с нужными характеристиками.[20]

[править] Автомобильный лист

В июле 2011 года на ММК была введена в эксплуатацию первая очередь (непрерывно-травильный агрегат, совмещенный с пятиклетевым станом 2000 холодной прокатки) комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. В церемонии запуска стана принял участие Владимир Путин. Он отметил высокую значимость данного проекта для всей промышленности России.[21] В июле 2012 года на ММК была введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. «С пуском комплекса холодной прокатки ОАО „ММК“ и у отечественных автомобилестроителей, и у зарубежных компаний, производящих автомобили в России, появилась возможность использовать российский металлопрокат, соответствующий самым высоким стандартам», — заявил председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников. Проект создания комплекса холодной прокатки нацелен на импортозамещение.[22][23]

[править] Лифтовые канаты

В 2011 году на череповецкой площадке компании «Северсталь» была запущена новая канатная машина. Ввод в эксплуатацию нового оборудования позволил группе «Северсталь-метиз» первой в России изготовить лифтовые канаты по европейскому стандарту.[24] Ранее эти канаты завозились на территорию России в основном из Украины, отдельные поставки осуществлялись из европейских стран. По состоянию на 2013 год, в числе потребителей «Северсталь-метиза» основные российские лифтовые заводы — «Карачаровский механический завод» (КМЗ), «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), «Пышминский лифтостроительный завод» и белорусский «Могилевлифтмаш».[25]

[править] Метизы

В 2012 году произошло снижение объёма импорта метизов (на 4 % в физическом объёме) на фоне роста их производства в России (на 5 %). В результате доля продукции российского производства в объёме предложения на рынке повысилась с 33 % в 2011 году до 35 % в 2012 году.[26]

[править] Редкоземельные металлы

В настоящее время внутренний спрос на редкоземельные металлы (РЗМ) России приходится удовлетворять в основном за счёт импорта из Казахстана и Китая.[27][28]

В России принята программа развития добычи и переработки РЗМ. Планируется, что по её результатам Россия к 2020 году полностью откажется от импорта РЗМ и выйдет на ежегодное производство 20 тыс. тонн продукции.[29][30]

Для реализации проектов в этой сфере используется модель частно-государственного партнёрства. В развитие отрасли до 2020 года будет вложено 145 млрд рублей. Из этой суммы 23,5 млрд рублей составит бюджетное финансирование, а остальное — привлечённые средства инвесторов.[31]

[править] Компания «Евраз»

В мае 2015 года отмечалось: Крупнейшему игроку на российском рынке строительного проката, поставщику рельсов, арматуры и железнодорожных колес не нужно участвовать в госпрограммах импортозамещения, чтобы вытеснить с российского рынка зарубежных конкурентов. В 2014 году «Евраз» освоил производство новых видов рельсов, доля холдинга на российском рынке приблизилась к 99 % (данные компании). В том же 2014 году повезло и с заказчиком: от покупки зарубежных рельс отказалась РЖД. На руку оказалось и резкое сокращение импорта с Украины. За счет чего у «Евраза» на 8,5 % выросло производство труб, на 24 % — катанки, прутков и стержней. [32]

[править] Прочее

В начале 2012 года отмечалось, что российскими исследователями П. В. Ковалёвым и В. В. Орловым были разработаны технологии получения хладостойких сталей (в первую очередь — для устанавливаемых на арктическом шельфе энергоконструкций высокой надёжности). Эти технологии были введены в производство листового проката Ижорского, Магнитогорского и Череповецкого металлургических комбинатов. Успешно применены в производстве металлоконструкций для нефтегазодобывающих платформ «Арктическая» и «Приразломная» (Печорское море), а также магистрального газопровода Бованенково — Ухта. Эти технологии, являющиеся итогом реализации важнейших инновационных проектов государственного значения «Металл» и «Магистраль», обеспечили импортозамещение высококачественного проката на отечественном и высокую конкурентоспособность на международном рынках. Объём продаж разработанной по новой технологии продукции превысил 21 млрд рублей, а совокупные налоговые отчисления в государственный бюджет от продажи труб, произведённых по новым технологиям, составил более 3 млрд рублей.[33]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г
  2. Они сделали это
  3. Они сделали это
  4. Они сделали это
  5. Они сделали это
  6. Они сделали это
  7. История
  8. Магнитка строит и строит
  9. Они сделали это
  10. Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г
  11. Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г
  12. Миллер: «Газпром» считает процедуру закупок трубной продукции полностью прозрачной
  13. РЖД отказалась от закупок импортных рельсов. 12 мая 2014
  14. Технологии производства рельсов. 26 апреля 2012
  15. СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
  16. СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
  17. Обзор новых производств: июль 2013 г.
  18. Юревич о рельсобалочном стане ЧМК: «Гигантское, высокорентабельное, востребованное производство»
  19. РЖД отказалась от закупок импортных рельсов. 12 мая 2014
  20. СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014
  21. ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки
  22. ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки
  23. Магнитка строит и строит
  24. EN 12385 (DIN 3062)
  25. «Северсталь-метиз» развивает сотрудничество с «Могилевлифтмашем»
  26. Итоги 2012 года на российском рынке метизов[1]
  27. Импортозамещение подстегнет промышленный рост в РФ. 25 октября 2013
  28. Академик РАН Юрий Михайлов: Российскому ВПК нужна российская редкоземельная металлургия
  29. К 2020 году Россия откажется от импорта редкоземельных металлов
  30. Редкоземельная металлургия — стратегические инвестиции Ростеха
  31. К 2020 году Россия откажется от импорта редкоземельных металлов
  32. Западозаместители: кто встает на место иностранных компаний. Евраз. 12 мая 2015
  33. Павел Валерьевич Ковалёв, Виктор Валерьевич Орлов — лауреаты премии Президента Российской Федерации 2011 года в области науки и инноваций для молодых учёных
Импортозамещение в России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Виды продукции  Пищевая продукцияМеталлургическая продукцияМашиностроительная продукция (Авиационная техника, Вертолётная техника, Ракетная техника, Ракетные двигатели) • Химическая продукция (Лекарства) • Энергоносители
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Импортозамещение украинской продукцииИмпортозамещение в «Газпроме»Импортозамещение в «Транснефти»Импортозамещение в «ФСК ЕЭС»


Импорт в Россию
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Нефть и нефтепродукты  НефтьНефтепродукты (Бензин, Дизельное топливо, Керосин, Мазут)
Пищевая продукция  Алкоголь (Вино, Виски, Водка) • Безалкогольные напитки (Квас) • Зерно (Горох, Гречиха, Кукуруза, Овёс, Рис, Рожь, Пшеница, Ячмень) • КапустаКартофельКондитерские изделияКрахмалКрупаМакаронные изделияМёдМинеральные водыМоллюскиМолоко и молочные продуктыМороженоеМукаМясо и мясопродукты (Говядина, Мясо птицы, Свинина) • ПивоПодсолнечное маслоРакообразныеРыбаСахарСемена подсолнечникаСемена рапсаСоевое маслоСолодСырТоматыУксусЧайДоля импорта на российском рынке
Химическая продукция  Азотная кислотаАммиакБензолЗубная пастаКарбид кальцияКарбонатыЛакокрасочные материалыЛекарстваМетанолМинеральные удобрения (Азотные, Калийные, Смешанные) • Моющие средстваМылоПластификаторыПластмассыПолипропиленПолиэтиленСерная кислотаСернокислый натрийСераСиликатыСинтетические красителиСинтетический каучукСинтетические смолыСодаСтиролУглеродФенолЭтилен
Металлургическая продукция  Алюминиевый прокатАлюминийБронзовый прокатВольфрамЖелезная рудаЗолотоКобальтМагнийМедный прокатМедьМеталлокордНикелевый прокатНикельОловоПлатинаСвинецСвинцовый прокатСтальСтальной прокатТрубы из чёрных металлов (Стальные трубы) • ТитанФерросплавы (Ферромарганец) • ЦинкЦинковый прокатЧугун
Военная авиатехника  ВертолётыСамолёты (Истребители, Штурмовики)
Прочие вооружения  Военно-морские вооруженияСредства ПВОТанки
Авиационная техника  Вертолёты (Военные, Гражданские) • Самолёты (Военные, Гражданские) • Гражданская авиатехника (Вертолёты, Самолёты) • Военная авиатехника (Вертолёты, Самолёты)
Железнодорожный подвижной состав  Вагоны (Грузовые, Пассажирские)
Прочая машиностроительная продукция  АвтобусыАвтомобили (Легковые, Грузовые) • АвтопогрузчикиБульдозерыВелосипедыВесыГенераторыДвигатели (Внутреннего сгорания, Турбовинтовые, Турбореактивные, Электродвигатели) • Железнодорожные локомотивыКомбайныКомпрессорыКонтрольно-кассовые машиныКраныКузнечно-прессовые машиныЛифтыМеталлургическое оборудованиеМикроскопыМикросхемыМорозильникиМотоблокиМотокультиваторыМотороллерыМотоциклыНасосыПечатное оборудованиеПлавучие средстваПодшипникиПрядильные машиныПылесосыРадиоприёмникиСтанки (Металлорежущие, Ткацкие, Токарные) • Стиральные машиныСчётчики водыСчётчики газаСчётчики электроэнергииТелевизорыТепловозыТракторные косилкиТракторные культиваторыТракторные плугиТракторные сеялкиТракторыТрансформаторыТроллейбусыТурбиныУгольные электродыФотоаппаратыХлебопекарные печиХолодильникиХолодильное оборудованиеЧасыШвейные машиныЭкскаваторыЭлектрические аккумуляторыЭлектрические изоляторыЭлектрические счётчикиЭлектровозыЭлектродуховкиЭлектрокофемолкиЭлектромиксерыЭлектромясорубкиЭлектроплиткиЭлектросоковыжималкиЭлектроутюгиЭлектрочайники
Целлюлозно-бумажная продукция  БумагаКартонОбоиЦеллюлоза
Продукция деревообработки  Дверные блокиДревесноволокнистые плитыДревесностружечные плитыОконные блокиПиломатериалыФанера
Стройматериалы  Керамическая плиткаКирпичОконное стеклоЦементЦементно-стружечные плитыЧерепицаШифер
Продукция лёгкой промышленности  БлузкиБрюкиКовры и ковровые изделияКостюмыКурткиОбувьПалаткиПальтоПапкиПлатьяПортфелиРюкзакиСумкиТканиТрикотажные изделияЧулочно-носочные изделияШвейные изделияЮбки
Мебель  ДиваныДиваны-кроватиКреслаКроватиМатрасыСтолыСтульяШкафы
Прочие товары  АлмазыДревесинаКоксЛинолеумЛыжиПластмассовые изделияПолиэтиленовые трубыПриродный газСланцыТабачные изделия (Сигареты) • ТорфУгольУдобренияУрановая продукцияШины (Для легковых автомобилей, Для грузовых автомобилей) • ЭлектроэнергияЯдерное топливо
Услуги  ГосударственныеКомпьютерные и информационныеСтраховыеСтроительныеТранспортные (Водный транспорт, Воздушный транспорт) • Услуги в сфере культуры и отдыхаУслуги связиФинансовые
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Импортозамещение  Пищевая продукцияМеталлургическая продукцияМашиностроительная продукцияХимическая продукцияЭнергоносители
Прочее  Доля импортной продукции на российском рынкеИмпорт из СНГИмпорт высокотехнологической продукцииТранспортировка импортируемых в Россию товаровВладимир Путин и импорт в РоссиюИмпорт Россией транспортных услуг из стран постсоветского пространства
Личные инструменты