Редактирование: Импортозамещение металлургической продукции в России
Материал из Documentation.
Перейти к:
навигация
,
поиск
'''Импортозамещение металлургической продукции в России''' — один из видов [[Импортозамещение в России|импортозамещения в России]]. == Виды продукции == === Трубы === [[Изображение:TrubOMKStan5000.jpg|thumb|400px|right|Первая труба, выпущенная из листа, который произведён на стане-5000 [[Объединённая металлургическая компания|Объединённой металлургической компании]]]] {{also|Производство труб большого диаметра в России}} По состоянию на начало 2000-х годов российские предприятия были не в состоянии выпускать трубы большого диаметра (ТБД) для строительства магистральных газо- и нефтепроводов. Высокотехнологичную трубную продукцию «Газпром», «Транснефть» и нефтяники также были вынуждены закупать за рубежом.<ref>[http://nazenergy.ru/?p=460 Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики] // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г</ref> В 2000-х годах в России было инициировано большое количество масштабных трубопроводных проектов в газовой и нефтяной сфере. Большая часть расходов по ним — затраты на приобретение сварных труб большого диаметра, особенно максимального диаметра 1420 мм (для магистральных газопроводов). Проблема в том, что такие трубы в России не производились. Точнее, существовало производство так называемых спиралешовных и двушовных труб, однако их прочностные характеристики уступали трубам с одним прямым швом, поэтому их использование в магистральных газопроводах было ограниченным. Ещё одна проблема состояла в том, что имеющееся у трубных компаний оборудование для сварки труб чуть меньшего диаметра имело ограничения по так называемому классу прочности. По сути дела, это оборудование не могло нормально гнуть и сваривать трубы из толстого листа. Из-за этого и «[[Газпром]]у», и «[[Транснефть|Транснефти]]» приходилось покупать много труб импортного производства, речь шла о многих миллиардах долларов в год. Понятно, что задача импортзамещения стала весьма актуальной.<ref>[http://expert.ru/expert/2010/27/metallurgiya/ Они сделали это]</ref> Чтобы сварить одним прямым швом трубу диаметра 1420 мм, надо, грубо говоря, свернуть в трубочку стальной лист шириной 1420*π мм = 4,461 м. Стальной лист такой ширины в России на тот момент не производился. А его покупка за рубежом, в той же Германии, сводила на нет все усилия по импортзамещению. Чтобы производить в России ещё и лист пятиметровой ширины, нужно было фактически построить целый металлургический завод — стан для проката таких листов (стан-5000) и машину для непрерывного литья заготовок для него (МНЛЗ). Требуемые инвестиции зашкаливали за $2 млрд.<ref>[http://expert.ru/expert/2010/27/metallurgiya/ Они сделали это]</ref> Заявления о строительстве станов-5000 сделали две трубные ([[ОМК]], [[ТМК]]) и три сталелитейные компании ([[Магнитогорский металлургический комбинат|ММК]], «[[Северсталь]]» и «[[Металлоинвест]]»). Совокупная мощность заявленных проектов в два-три раза превышала внутрироссийские потребности. И стало очевидно, что за право выбиться в модернизационные лидеры в отрасли развернется жесточайшая конкуренция. Позже ТМК и Металлоинвест отказались от планов по строительству станов-5000.<ref>[http://expert.ru/expert/2010/27/metallurgiya/ Они сделали это]</ref> В середине 2000-х компания «Северсталь» заявила о планах развития в Санкт-Петербурге двух крупных инвестиционных проектов. Первый был нацелен на доводку недостроенного в советские времена Ижорского трубного завода по производству труб большого диаметра. Второй — на реконструкцию листопрокатного цеха № 3 (стана-5000) в Колпине. Оба проекта были завершены в 2008 году, общий объём инвестиций составил около $600 млн. В 2010 году отмечалось, что сейчас Северсталь стала исправно получать заказы на трубы большого диаметра для строящегося газопровода [[Бованенково—Ухта]].<ref>[http://expert.ru/expert/2010/27/metallurgiya/ Они сделали это]</ref> В 2005 году ОМК на своей основной производственной площадке в Выксе ввела в строй линию мощностью 450—500 тыс. тонн в год по производству одношовных труб диаметром 1420 мм самых высоких классов прочности, которые сразу же стали хитом продаж. В мае 2007 года ОМК приступила к строительству толстолистового прокатного стана 5000, в ноябре 2011 года этот стан был введён в эксплуатацию. Одной из целей строительства стана-5000 является импортозамещение высококачественного широкого листа, необходимого для трубной отрасли, атомной промышленности, судостроения, военно-промышленного комплекса.<ref>[http://expert.ru/expert/2010/27/metallurgiya/ Они сделали это]</ref><ref>[http://www.omk.ru/OMK/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F История]</ref> В июле 2009 года на ММК был запущен стан-5000, производящий толстый лист для производства труб большого диаметра. Объём инвестиций в его возведение составил $1,5 млрд. Строительство заняло чуть меньше трёх лет. Построенный стан способен производить 1,5 млн тонн толстого пятиметрового листа в год, это одно из крупнейших таких производств в мире. Проект создания стана-5000 нацелен на импортозамещение.<ref>[http://expert.ru/expert/2011/28/magnitka-stroit-i-stroit/ Магнитка строит и строит]</ref><ref>[http://expert.ru/expert/2010/27/metallurgiya/ Они сделали это]</ref> В результате реализации проектов в металлургии ситуация на рынке труб изменилась кардинальным образом, в России создано современное производство ТБД по законченному циклу.<ref>[http://nazenergy.ru/?p=460 Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики] // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г</ref> Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006—2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году — около 95 %.<ref>[http://nazenergy.ru/?p=460 Дуют в трубы трубачи / Денис Кириллов — заместитель директора Института национальной энергетики] // «Нефть России» № 2, 21.02.2008 г</ref><ref>[http://itar-tass.com/ekonomika/839716 Миллер: «Газпром» считает процедуру закупок трубной продукции полностью прозрачной]</ref> === Рельсы === {{also|Производство рельсов в России|Импорт рельсов в Россию}} В России до 2013 года не было технологии дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, при которой продукция получала определённые эластичные свойства.<ref>[http://www.forbes.ru/news/256897-rzhd-otkazalas-ot-zakupok-importnykh-relsov РЖД отказалась от закупок импортных рельсов. 12 мая 2014]</ref> В связи с этим качество рельсов российского производства не в полной мере удовлетворяло требованиям ОАО «[[Российские железные дороги]]», в особенности для высокоскоростного движения. По этой причине компания вынуждена приобретать японские рельсы для скоростных магистралей, в частности, Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Хельсинки.<ref>[http://www.slaviza.ru/630-tehnologii-proizvodstva-relsov.html Технологии производства рельсов. 26 апреля 2012]</ref><ref>[http://ria.ru/economy/20140512/1007418404.html СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014]</ref> В 2013 году из 950 тыс. тонн рельсов, которые закупила компания «РЖД», 20 % были импортными.<ref>[http://ria.ru/economy/20140512/1007418404.html СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014]</ref> Российские металлургические компании Evraz и «Мечел» провели модернизацию своих производств, после чего стали располагать станами для прокатки длинных рельсов, которые можно укладывать встык и они при изменении температуры не будут деформироваться. Всего на модернизацию «Мечел» потратил $750 млн, а Evraz — более $500 млн. В частности, в июле 2013 года на [[Челябинский металлургический комбинат|Челябинском металлургическом комбинате]] (входит в состав «Мечела») был запущен универсальный рельсобалочный стан. Стан производит железнодорожные рельсы с усиленными прочностными характеристиками для высокоскоростного движения. Таких рельсов в России раньше не производили, их покупали за границей. Производственная мощность стана — 1,1 млн тонн готовой продукции в год. Объём инвестиций — более 20 млрд рублей.<ref>[http://www.sdelanounas.ru/blogs/37926/ Обзор новых производств: июль 2013 г.]</ref><ref>[http://gubernator74.ru/news/yurevich-o-relsobalochnom-stane-chmk-gigantskoe-vysokorentabelnoe-vostrebovannoe-proizvodstvo Юревич о рельсобалочном стане ЧМК: «Гигантское, высокорентабельное, востребованное производство»]</ref><ref>[http://www.forbes.ru/news/256897-rzhd-otkazalas-ot-zakupok-importnykh-relsov РЖД отказалась от закупок импортных рельсов. 12 мая 2014]</ref> C января 2014 года компания «РЖД» перестала импортировать рельсы, поскольку российские производители, проведя модернизацию производств, начали выпускать рельсы с нужными характеристиками.<ref>[http://ria.ru/economy/20140512/1007418404.html СМИ: РЖД больше не покупают импортные рельсы. 12 мая 2014]</ref> === Автомобильный лист === В июле 2011 года на ММК была введена в эксплуатацию первая очередь (непрерывно-травильный агрегат, совмещенный с пятиклетевым станом 2000 холодной прокатки) комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. В церемонии запуска стана принял участие Владимир Путин. Он отметил высокую значимость данного проекта для всей промышленности России.<ref>[http://www.mashportal.ru/company_news-25358.aspx ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки]</ref> В июле 2012 года на ММК была введена в эксплуатацию вторая очередь комплекса холодной прокатки для выпуска автомобильного листа, соответствующего мировым стандартам качества. ''«С пуском комплекса холодной прокатки ОАО „ММК“ и у отечественных автомобилестроителей, и у зарубежных компаний, производящих автомобили в России, появилась возможность использовать российский металлопрокат, соответствующий самым высоким стандартам»'', — заявил председатель совета директоров ОАО «ММК» [[Виктор Рашников]]. Проект создания комплекса холодной прокатки нацелен на импортозамещение.<ref>[http://www.mashportal.ru/company_news-25358.aspx ММК завершил строительство комплекса холодной прокатки]</ref><ref>[http://expert.ru/expert/2011/28/magnitka-stroit-i-stroit/ Магнитка строит и строит]</ref> === Лифтовые канаты === В 2011 году на череповецкой площадке компании «Северсталь» была запущена новая канатная машина. Ввод в эксплуатацию нового оборудования позволил группе «Северсталь-метиз» первой в России изготовить лифтовые канаты по европейскому стандарту.<ref>EN 12385 (DIN 3062)</ref> Ранее эти канаты завозились на территорию России в основном из Украины, отдельные поставки осуществлялись из европейских стран. По состоянию на 2013 год, в числе потребителей «Северсталь-метиза» основные российские лифтовые заводы — «Карачаровский механический завод» (КМЗ), «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ), «Пышминский лифтостроительный завод» и белорусский «Могилевлифтмаш».<ref>[http://sdelanounas.ru/blogs/32258/ «Северсталь-метиз» развивает сотрудничество с «Могилевлифтмашем»]</ref> === Метизы === В 2012 году произошло снижение объёма импорта метизов (на 4 % в физическом объёме) на фоне роста их производства в России (на 5 %). В результате доля продукции российского производства в объёме предложения на рынке повысилась с 33 % в 2011 году до 35 % в 2012 году.<ref>[http://marketing-i.ru/news/1044/ Итоги 2012 года на российском рынке метизов][http://www.peeep.us/f2734890]</ref> === Редкоземельные металлы === В настоящее время внутренний спрос на редкоземельные металлы (РЗМ) России приходится удовлетворять в основном за счёт импорта из Казахстана и Китая.<ref>[http://fish.gov.ru/presscentre/smi_review/Pages/023722.aspx Импортозамещение подстегнет промышленный рост в РФ. 25 октября 2013]</ref><ref>[http://www.vladikavkaznews.com/ru/news/20131216/06865.html Академик РАН Юрий Михайлов: Российскому ВПК нужна российская редкоземельная металлургия]</ref> В России принята программа развития добычи и переработки РЗМ. Планируется, что по её результатам Россия к 2020 году полностью откажется от импорта РЗМ и выйдет на ежегодное производство 20 тыс. тонн продукции.<ref>[http://rostec.ru/news/3323 К 2020 году Россия откажется от импорта редкоземельных металлов]</ref><ref>[http://rostec.ru/news/3628 Редкоземельная металлургия — стратегические инвестиции Ростеха]</ref> Для реализации проектов в этой сфере используется модель частно-государственного партнёрства. В развитие отрасли до 2020 года будет вложено 145 млрд рублей. Из этой суммы 23,5 млрд рублей составит бюджетное финансирование, а остальное — привлечённые средства инвесторов.<ref>[http://rostec.ru/news/3323 К 2020 году Россия откажется от импорта редкоземельных металлов]</ref> == Компания «Евраз» == В мае 2015 года отмечалось: Крупнейшему игроку на российском рынке строительного проката, поставщику рельсов, арматуры и железнодорожных колес не нужно участвовать в госпрограммах импортозамещения, чтобы вытеснить с российского рынка зарубежных конкурентов. В 2014 году «Евраз» освоил производство новых видов рельсов, доля холдинга на российском рынке приблизилась к 99 % (данные компании). В том же 2014 году повезло и с заказчиком: от покупки зарубежных рельс отказалась РЖД. На руку оказалось и резкое сокращение импорта с Украины. За счет чего у «Евраза» на 8,5 % выросло производство труб, на 24 % — катанки, прутков и стержней. <ref>[http://www.forbes.ru/svoi-biznes-photogallery/istorii-uspekha/287879-zapadozamestiteli-kto-vstaet-na-mesto-inostrannykh-k/photo/9 Западозаместители: кто встает на место иностранных компаний. Евраз. 12 мая 2015]</ref> == Прочее == В начале 2012 года отмечалось, что российскими исследователями [[Павел Ковалёв|П. В. Ковалёвым]] и [[Виктор Орлов|В. В. Орловым]] были разработаны технологии получения хладостойких сталей (в первую очередь — для устанавливаемых на арктическом шельфе энергоконструкций высокой надёжности). Эти технологии были введены в производство листового проката [[Ижорский металлургический комбинат|Ижорского]], [[Магнитогорский металлургический комбинат|Магнитогорского]] и [[Череповецкий металлургический комбинат|Череповецкого]] металлургических комбинатов. Успешно применены в производстве металлоконструкций для нефтегазодобывающих платформ «[[Арктическая]]» и «[[Приразломная]]» ([[Печорское море]]), а также магистрального газопровода [[Бованенково — Ухта]]. Эти технологии, являющиеся итогом реализации важнейших инновационных проектов государственного значения «[[Металл]]» и «[[Магистраль]]», обеспечили импортозамещение высококачественного проката на отечественном и высокую конкурентоспособность на международном рынках. Объём продаж разработанной по новой технологии продукции превысил 21 млрд рублей, а совокупные налоговые отчисления в государственный бюджет от продажи труб, произведённых по новым технологиям, составил более 3 млрд рублей.<ref>[http://президент.рф/ref_notes/1146 Павел Валерьевич Ковалёв, Виктор Валерьевич Орлов — лауреаты премии Президента Российской Федерации 2011 года в области науки и инноваций для молодых учёных]</ref> == Ссылки == * [http://expert.ru/ratings/table_598528/ Крупнейшие импортзамещающие проекты в черной металлургии по линии труб большого диаметра] * [http://www.fondsk.ru/news/2011/12/03/metallurgia-i-vneshnjaja-politika.html Металлургия и внешняя политика] * [http://www.kommersant.ru/doc/2198153 Новый металлургический порядок] * [http://www.kommersant.ru/doc/2198152 Стальные окна роста] * [http://www.d-s-r.ru/texts/deineiko.pdf Импортозамещение трубной продукции] * [http://www.rosatom.ru/journalist/news/c0f908004df61781954e9ddcac52bcd5 Атомэнергомаш первым в России освоил новую технологию наплавки труб большого диаметра для ГЦТ] * [http://www.rg.ru/2013/01/29/import.html Своя труба надежнее] * [http://www.kommersant.ru/doc/1268607 Иностранцам труба] * [http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=863452B0-0AB5-F14D-9F1E-9B9EC542123B НЛМК и ОМК продлили контракт на поставку стальных слябов для труб большого диаметра] * [http://inpress.ua/ru/economics/14173-ukraina-i-rossiya-delo-truba Украина и Россия: дело — труба? 6 августа 2013] == Примечания == <references /> {{Импортозамещение в России}} {{Импорт в Россию}} [[Категория:Импортозамещение в России]] [[Категория:Металлургическая продукция в России]]
Описание изменений:
Отменить
|
Справка по редактированию
(в новом окне)
Шаблоны, использованные на текущей версии страницы:
Шаблон:Also
Шаблон:Импорт в Россию
Шаблон:Импортозамещение в России
Просмотры
Статья
Обсуждение
Править
История
Личные инструменты
Представиться системе
Навигация
Заглавная страница
Случайная статья
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Загрузить файл
Спецстраницы