Канал имени Москвы
Материал из Documentation.
Канал имени Москвы (до 1947 года канал Москва — Волга) — комплекс гидротехнич. сооружений, соединяющих р. Москва и р. Волга; предназначен для водоснабжения Москвы и её пригородов, судоходства и обводнения р. Москва.[1]
Проходит по территории Моск. обл., частично по территории Тверской обл. и по г. Москва. Протяжённость канала 128 км. Начинается у г. Дубна на р. Волга, где сооружены плотина, образовавшая Иваньковское водохранилище, шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС. Затем трасса канала идёт на юг, пересекая Клинско-Дмитровскую гряду (5 шлюзов с насосными станциями) и поднимаясь на 38 м выше уровня Волги. На водораздельном бьефе находятся 6 водохранилищ — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Учинское, Клязьминское, Химкинское (всего по водохранилищам проходит 19,5 км трассы канала). С водораздела трасса канала спускается к р. Москва на 36 м (2 двухкамерных шлюза). Заканчивается на р. Москва в гор. р-не Тушино (шлюзы № 7, 8). Ширина канала по дну 46 м, по поверхности воды 85 м, глубина 5,5 м. Ширина шлюзов 30 м, длина 290 м, глубина на пороге 5,5 м.[2]
Канал создавался как единый архитектурный комплекс, который должен был показать величие социалистич. эпохи. Все сооружения — в духе сов. классицизма, увязаны с ландшафтом и простором водной глади (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Я. Мовчан, В. Ф. Кринский, Д. Б. Савицкий и др., скульпторы И. С. Ефимов, Н. Я. Данько и др.). Каждый шлюз, имеющий особый облик, завершается декоративными надстройками или скульптурами. Для внешней облицовки башен шлюзов и др. зданий использованы мрамор, диорит, гранит разных цветов, полированный лабрадор и цветная штукатурка. В начале канала, на берегах Волжского аванпорта, были установлены две 15-метровые статуи (скульптор С. Д. Меркуров) — И. В. Сталина (взорвана в 1962) и В. И. Ленина. Башни шлюза № 3 украшены декоративными парусными кораблями-каравеллами, выполненными из красной меди. Здание Сев. речного вокзала в Москве, построенное в форме огромного корабля, стало архит. символом города как «порта пяти морей» (Балтийского, Каспийского, Чёрного, Азовского и Белого). Высокий шпиль здания увенчан звездой, снятой с одной из башен Московского Кремля. На террасах вокзала — фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь юж. и сев. водных путей. По берегам канала располагаются санатории, пансионаты, зоны отдыха.[3]
Ежегодно по каналу перевозится ок. 27 млн тонн грузов и св. 500 тыс. пассажиров, перекачивается ок. 2 млрд м3 воды. Канал обеспечивает св. 60 % всей потребляемой Москвой и её пригородами воды (2007). В 1937—2007 по нему было перекачено св. 100 млрд м3 воды, выполнено ок. 3 млн шлюзований, пропущено ок. 10 млн судов.[4]
[править] История
Решение о строительстве канала принято на Пленуме ЦК ВКП(б) в 1931. В 1932 начались изыскательские, проектные и строит. работы. Сооружение канала было поручено ОГПУ, уже осуществлявшему с 1931 строительство Беломорско-Балтийского канала (начальник его строительства Л. И. Коган был назначен по совместительству начальником строительства канала Москва — Волга). Для строительства приказом ОГПУ № 889/с от 14.9.1932 в г. Дмитров Моск. обл. организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) ОГПУ. Из 220 тыс. работников стройки св. 195 тыс. составляли заключённые (по данным на 1.4.1935). С сент. 1932 по янв. 1938 в Дмитровском ИТЛ умерли св. 22 тыс. чел.; 55 тыс. заключённых были досрочно освобождены по окончании строительства. При сооружении канала проложено 650 км железных дорог, проведено 406 км линий электропередачи, построено св. 200 гидротехнич. сооружений, в том числе 8 ГЭС. 15.7.1937 канал открыт для движения пассажирских и грузовых судов. Строительство канала решило проблему водоснабжения Москвы.[5]